
Военно-исторический музей «Петр I»
г. Москва, ул. Зеленоградская, д. 9
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Известно, что для знакомства с образом жизни в Европе, а также с целью поиска союзников для дальнейшей войны с Турцией, Петр I совершил масштабное путешествие по европейским странам. Разгадав ребус, вы узнаете, о каком историческом событии идет речь. Изучив стенд с таким же названием в нашем музее, вы узнаете, в ратуше какого города представителям России были вручены награды. В ответе запишите название исторического события и название города.
2. Изучив стенд «Северная столица», найдите и выпишите фамилию автора и название картины, описание которой представлено ниже.
В начале XX века представитель объединения художников «Мир искусства» посвятил одну из своих картин эпохе царя-реформатора. По своей задумке, автор решил отказаться от идеализации его внешности. Во время работы над картиной художник опирался на описания отечественных и иностранных современников, которым лично довелось встречаться с первым русским императором. Автор картины изобразил царя, прорубившего окно в Европу, с длинными худыми ногами, а голова и вовсе оказалась непропорциональна туловищу.
В начале XX века представитель объединения художников «Мир искусства» посвятил одну из своих картин эпохе царя-реформатора. По своей задумке, автор решил отказаться от идеализации его внешности. Во время работы над картиной художник опирался на описания отечественных и иностранных современников, которым лично довелось встречаться с первым русским императором. Автор картины изобразил царя, прорубившего окно в Европу, с длинными худыми ногами, а голова и вовсе оказалась непропорциональна туловищу.
3. Петр с самого детства часто бывал в Немецкой слободе, где общался с иностранцами (Гордон, Лефорт, Тиммерман и др.). В беседе с молодым Петром Гордон и Лефорт подчеркивали особую важность получения выхода к северным морям для развития торговых отношений с Европой. Однако царь понимал важность и южного направления. В 1722–1723 гг. Петр отправился в Персидский поход и захватил города Дербент, Баку, Решт. В музейной экспозиции представлена большая карта, где отмечены события внешней политики России.
Внимательно изучив карту, напишите название моря, к юго-западным берегам которого царь вышел в ходе похода 1722–1723 гг.
4. Известно, что еще до прихода Петра I к власти в России уже был русский военный корабль. Изучив стенд «В начале славных дел», запишите название этого корабля.
5. Изучив стенд «Северная война», определите и запишите имя государственного деятеля или правителя из рода Романовых, чье изображение было выбито на медалях, которые посвящены победам русской армии и флота в ходе Северной войны.
6. На стенде «В начале славных дел» есть изображение здания, в котором находилось первое военное учебное заведение, созданное при Петре I — Навигацкая школа. Изучите экспозицию и ответьте на вопрос: в каком здании размещалась Навигацкая школа?
7. В экспозиции музея на стенде «Русскому флоту быть» представлены репродукции картин, изображающие морские сражения времен правления Петра I. Изучив экспозицию, запишите, какие два наиболее известных морских сражения состоялись в петровскую эпоху.
8. Изучите стенд «Птенцы гнезда Петрова», представленный в музейной экспозиции, найдите и запишите фамилию вице-канцлера, барона, президента коллегии Иностранных дел, сопровождавшего Петра I во время Великого посольства, а также участника Прутского похода, заключившего с Турцией Прутский мир.
9. Изучите стенд «Северная война», где представлена схема боевых действий. Далее ознакомьтесь с текстом о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в тексте.
«1 сентября 1707 года шведская армия выступила из Саксонии в Польшу. Король повел свою армию к Торуню, около которого в ноябре по льду перешел Вислу. Окруженный с севера, А.Д. Меншиков отступил от Варшавы к реке Нарев. Однако главные силы шведской армии совершили тяжелый переход по фактическому бездорожью через Мазурские болота и в феврале 1708 года вышли к Гродно. Русская армия снова без боя отступила уже к Минску. На этот раз измученная пятисоткилометровым переходом шведская армия вынуждена была остановиться для пополнения запасов провианта и фуража, подтягивания отставших. После этого Карл XII занял _______ и захватил переправы через Днепр. 28 сентября (9 октября) 1708 года в битве у деревни Лесной войска Петра I разгромили корпус Левенгаупта, двигавшийся из Риги, чтобы присоединиться к главной армии Карла».
«1 сентября 1707 года шведская армия выступила из Саксонии в Польшу. Король повел свою армию к Торуню, около которого в ноябре по льду перешел Вислу. Окруженный с севера, А.Д. Меншиков отступил от Варшавы к реке Нарев. Однако главные силы шведской армии совершили тяжелый переход по фактическому бездорожью через Мазурские болота и в феврале 1708 года вышли к Гродно. Русская армия снова без боя отступила уже к Минску. На этот раз измученная пятисоткилометровым переходом шведская армия вынуждена была остановиться для пополнения запасов провианта и фуража, подтягивания отставших. После этого Карл XII занял _______ и захватил переправы через Днепр. 28 сентября (9 октября) 1708 года в битве у деревни Лесной войска Петра I разгромили корпус Левенгаупта, двигавшийся из Риги, чтобы присоединиться к главной армии Карла».
10. Изучите стенд «Птенцы гнезда Петрова», представленный в музейной экспозиции, и запишите имя, отчество и фамилию русского государственного и военного деятеля, который являлся ближайшим сподвижником и фаворитом Петра I, был первым Санкт-Петербургским генерал-губернатором.
Желаем удачи!