
Музей истории создания противоракетной обороны
«Звёзды в пустыне»
г. Москва, ул. Угличская, 17
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. В январе 2024 года китель, совершив путешествие длиной свыше 6 000 километров и продолжительностью в 22 года, передан в музей московской школы № 1430. До этого времени китель хранился в Музее войсковой части города Приозёрска Казахской ССР. Найдите в музее китель с погонами генерал-лейтенанта и напишите Ф.И.О. его владельца.
2. В музее хранится книга на иностранном языке о первом перехвате баллистической ракеты
средней дальности в 1961 году. Это единственная книга за пределами России, написанная о первых шагах советской противоракетной обороны (ПРО). Автор книги — MIKE GRUNTMAN. Книга опубликована издательством самого большого в мире профессионального общества аэрокосмических специалистов AIAA и подарена музею ее автором, профессором астронавтики калифорнийского университета. Напишите, какие два символа советской власти вы видите на обложке этой книги.
3. Эта Межгосударственная акционерная корпорация (МАК) создает и координирует развитие систем ракетно-космической обороны России. МАК подарила музею стеклянный шар-сувенир, внутри которого при помощи лазера сделано удивительное изображение земного шара, спутника и зонтика. Напишите, логотип какого предприятия представляет этот экспонат.
4. Один из самых больших экспонатов нашего музея напоминает тарелку, похожую на спутниковую антенну телевизора. На самом деле это фрагмент составной части радиолокатора точного наведения, который служил главным инструментом для определения координат цели противоракеты. Запишите название этого фрагмента.
5. В нашем музее представлены фотографии первых руководителей Балхашского полигона противоракетной обороны. Приведите в соответствие их фамилии и должности. Напишите ответ в виде пар буква-цифра.
![]() | ![]() | ![]() |
А) Дорохов С.Д.; | Б) Трофимчук М.И.; | В) Исаев А.И. |
- 1) Начальник полигона;
- 2) Начальник штаба;
- 3) Главный инженер.
6. Основателями полигона противоракетной обороны нашей страны были участники Великой Отечественной войны. Информация об этом размещена в музее на отдельной витрине. Рядом с ней представлена скульптура главного героя известной военной поэмы, получившей всенародное признание. Запишите имя и фамилию автора этого литературного произведения.
7. Перед вами фотография экспоната, который подарил музею один из инициаторов его создания — Кулаков Александр Федорович, полковник, доктор наук, профессор, автор нескольких книг. Именно такой противоракетой 4 марта 1961 года впервые в мире в небе над Балхашским полигоном была уничтожена баллистическая ракета. Таким образом было опровергнуто утверждение многих советских и зарубежных ученых о принципиальной невозможности поражения ракеты ракетой в космическом пространстве из-за их значительных относительных скоростей. Напишите текст, который вы видите на постаменте.
8. В одной из музейных витрин размещены награды участника Великой Отечественной войны и ветерана полигона противоракетной обороны Колотушкина Владимира Алексеевича. Среди них три ордена:
- А) За храбрость, стойкость и мужество в годы войны;
- Б) За высокую боевую готовность, отвагу и самоотверженность в послевоенные годы;
- В) За большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время.
9. Главным конструктором осколочно-фугасной боевой части первой отечественной противоракеты В-1000 был Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Константин Исаакович Козорезов. Благодаря ему к нам в музей попал экспонат, который вы видите на фотографии к вопросу. Найдите экспонат в музее и напишите его название.
10. В 1964 году советским ученым Александру Прохорову и Николаю Басову была присуждена Нобелевская премия по физике за создание лазера. При испытаниях оружия, создаваемого на новых физических принципах, использовались не только штатные самолеты-мишени, но и подручные материалы: листы железа или стали, бетонные плиты и т.д. На фотографии к вопросу вы видите кирпич с результатами воздействия на него лазерного луча. На кирпиче — надпись. Найдите кирпич в музее и запишите, что написано на нем.
Желаем удачи!