Центр «Космонавтика и авиация» — это масштабная экспозиция, которая посвящена истории достижений отечественной космической отрасли. Все выставочное пространство состоит из трех зон:
1. Зона «КБ-1. Космический бульвар» (весь первый этаж).
Здесь собраны самые масштабные экспонаты центра «Космонавтика и авиация» с натурными экспонатами и полноразмерными макетами космических аппаратов, которые демонстрируют реализованные проекты XX века и достижения отечественной космонавтики.
2. Зона «КБ-2. Конструкторское бюро» (второй этаж и справа и слева от КБ-1).
В этой части вы узнаете об исследованиях по медицине, биологии и астрономии в космосе, о космической промышленности и инфраструктуре, а также ознакомитесь с исследованиями Солнечной системы. Помимо этого, в разделе «Люди в космосе» вам расскажут о подвигах отечественных космонавтов.
3. Зона «КБ-3. Космодром будущего» (зона в подкупольном пространстве).
В этой зоне вы сможете узнать много нового о современном космосе и о развитии технологий, межгалактических прогнозах футурологов и фантастов. Здесь можно также посетить 5D-кинотеатр «Космическая сфера».
Обозначения, которые вам помогут при прохождении очной олимпиады:
КБ-1 – «Космический бульвар» (весь первый этаж).
КБ-2 – «Конструкторское бюро» – второй этаж справа и слева.
КБ-3 – «Космодром будущего» – в самом конце после подъема по лестнице черная постройка и все вокруг нее.
Стол – это длинный серый стол с выдвижными ящиками. Каждый стол имеет определенную тематику. Название темы написано на столе.
Бабл – это серый купол на втором этаже. Каждый посвящен определенной тематике.
1. КБ-1. Стол «Первый выход человека в космос», два самых правых ящика. В верхнем вы найдете трехствольный пистолет ТП-82, а также одну деталь, которая присоединяется к нему. В нижнем ящике есть схема, где указано, что используется в комплекте с пистолетом. Проанализируйте ее и напишите в ответе, что из перечня на схеме находится в верхнем ящике.
2. КБ-1. Стол «Советская лунная программа». В одном из выдвижных ящиков в левой части стола отыщите карту видимой стороны Луны. Сразу за полюсом расположены горы, названные по фамилии популярного немецкого математика, физика, философа. В настоящий момент это название упразднено, а на карте – осталось. Это квадраты 9 и 10. Напишите в ответе фамилию человека, в честь которого были названы горы.
3. КБ-1/КБ-2. Зал «Космическая медицина и биология». Зал расположен в самом конце КБ-1 справа перед лестницей. Ключевым институтом, изучающим влияние условий космического полета на животных, растения и человека, является Институт медико-биологических проблем (город Москва). Сотрудники института проводят различные эксперименты как на космических станциях, так и на спутниках. В ящике стола, расположенного у правой стены зала, отыщите фотографию эксперимента с выращиванием гороха в космических и земных условиях. Напишите в ответе, в каком году проходил данный эксперимент.
4. КБ-1. Зал «Космическая наука». Зал расположен в самом конце КБ-1 слева перед лестницей. Отыщите стол, расположенный рядом с экспонатом «Весы для планет». В одном из верхних ящиков стола есть информация об экзопланетах – планетах, находящихся вне Солнечной системы. Часто звезде и планетам, расположенным вокруг нее, дают тематически общие названия. В какой из представленных планетных систем «поселились» четыре главных героя одного популярного испанского романа (включая коня), а сама звезда названа именем автора романа? Запишите в ответе название планетной системы.
5. КБ-1/КБ-2. Зал «Космическая наука». В ящиках стола, который располагается у стены с противоположной от плаката «Эволюция Вселенной» стороны, найдите изображение под названием «Язык ученых». Там написаны различные термины. Расставьте их в алфавитном порядке и напишите в ответе тот термин, который будет стоять первым. Он означает отклонение от нормы и часто описывает искажения света при наблюдениях в телескоп.
6. Выйдите из зала, поднимитесь на второй этаж направо в КБ-2. Напротив плаката «Москва» расположен стол «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Запишите в ответе, как первоначально назывался завод им. Хруничева и что он производил. Воспользуйтесь одним из выдвижных ящиков.
7. КБ-2. Стол «Станция «Мир». В выдвижном ящике стола «Станция «Мир» отыщите статью, рассказывающую о восстановлении станции «Салют-7». Когда космонавтам удалось отогреть станцию и «ледниковый период» отступил, возникла еще одна проблема. Напишите в ответе, как назвал эту эпоху в статье участник событий Владимир Джанибеков.
8. КБ-2. Стол «АО НПО Энергомаш им. Академика В.П. Глушко». Отыщите монтажный инструмент. Напишите в ответе, сплав каких металлов используется в этом инструменте.
9. КБ-2. Противоположная сторона. Дойдите до конца зоны КБ-2, спуститесь по лестнице и поднимитесь по лестнице на противоположную сторону КБ-2. Вы увидите огромный глобус Луны. Сразу справа от лестницы расположен стол «Советская лунная программа». В верхнем ящике с правой стороны вы найдете книгу, в которой рассказывается о полете «Аполлона-11», на котором три астронавта совершили полет к Луне. Возможность биологического заражения Земли лунными микробами оценивалась очень низко, но все же при возвращении на Землю астронавтов ждал карантин. Напишите в ответе длительность карантина.
10. КБ-2. Вдоль всего пространства расположены масштабные плакаты, рассказывающие о различных планетах. Одна из планет была названа по предложению девочки, чей дедушка, библиотекарь Оксфордского университета, рассказал ей об открытии планеты и спросил, как бы она ее назвала на месте ученых. Ответом библиотекарь поделился с профессором астрономии университета, а тот передал сотрудникам обсерватории, совершившим открытие. Название было утверждено. Рассмотрите плакаты и напишите в ответе, как звали девочку и как она назвала планету.
Желаем удачи!