
«Жили-были славяне» (школа 1161)
г. Москва, ул. Изюмская, д. 61 кор. 2
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
1. В разных регионах России столетиями складывались особые художественные традиции — народные промыслы. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. У каждого народного промысла — свое лицо. Например, для гжельской росписи используются синие и белые краски; жостовская роспись — это художественный промысел по росписи металлических подносов, основной мотив которого — цветочный букет. В зале № 1 рассмотрите стенд «Народные художественные промыслы» и познакомьтесь с особенностями русских народных промыслов. Изучите экспозицию «Народные промыслы» (рядом со стендом). Выберите, какого экспоната нет в этой экспозиции.
- А) Поднос с жостовской росписью;
- Б) Шкатулка Палех;
- В) Матрешка с хохломской росписью;
- Г) Фигурка с гжельской росписью.
2. Найдите в зале № 1 экспозицию, посвященную празднованию Пасхи. Запишите названия двух экспонатов, символизирующих этот праздник (учитывайте и предметы, и картинки).
3. До принятия христианства славяне были язычниками. Все верования славян были связаны с силой природных явлений. Существовал целый пантеон богов (много богов), каждый из которых отвечал за определенное природное явление или сферу жизни человека. В зале № 2 найдите детские тематические рисунки и узнайте, кто изображен на иллюстрации к вопросу. В этом же зале найдите информацию об этом божестве. Запишите название оружия, которое было у этого божества.
4. Рукоделие на Руси было в большом почете. Вышитую заботливыми руками вещицу традиционно брали с собой в дальний путь, чтобы вложенные в нее добро и любовь оберегали в дороге и напоминали о родном крае и отчем доме. В зале № 2 найдите балаган и узнайте, для чего он использовался на Руси. Выберите, при помощи какого вида рукоделия из перечисленных сделан наш балаган.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) Вышивка крестом; | Б) Вышивка бисером; | В) Плетение кружев; | Г) Лоскутное шитье. |
5. В Древней Руси обучение рукоделию было обязательным в воспитании девочек. Прясть, ткать, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. В 7 лет девочке дарили прялку и веретено, а к шестнадцати годам девушка была уже настоящей мастерицей. В зале № 3 найдите приспособления для ручного прядения и запишите названия не менее трех предметов.
6. В Древней Руси люди жили большими семьями. Главой семьи был старший мужчина, его слушались все в доме. В зале № 2 рассмотрите фотографию семьи, прочтите информацию о крестьянской семье и найдите в тексте пословицы. В ответе запишите одну пословицу о семье, которая вам больше всего понравилась.
7. В зале № 3 рассмотрите схему «Устройство русской печи» и описание частей русской печи. Запишите, для чего нужна та часть печи, которая загадана в ребусе.
8. В зале № 3 найдите информацию о месте, которое считалось наиболее почетным в избе, узнайте, как оно называлось. Сюда обычно сажали самых почетных гостей. Рассмотрите картинки, в ответе запишите буквы, соответствующие предметам, которые есть в экспозиции этого почетного места.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) Книга «Жития святых»; | Б) Рушник; | В) Икона; | Г) Свеча. |
9. Ознакомьтесь с хозяйственной утварью в зале № 3. Запишите, какой из представленных предметов наши предки могли использовать и для стирки, и для глажки белья.
10. Великий русский ученый М.В. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». У нас в музее вы знакомитесь с бытом и верованиями наших предков — славян. Узнать больше о жизни, традициях, преданиях славян вам помогут книги. В зале № 2 рассмотрите небольшую подборку тематической литературы. Вы увидите книгу С.Г. Писахова, в которой автор сумел передать красоту северной природы, суровый быт поморов, живую народную речь и поэтическую душу северного края. Запишите название книги.
Желаем удачи!