1. В Древней Руси обучение рукоделию было обязательным в воспитании девочек. Прясть, ткать, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. В зале № 1 представлена витрина с вышивками. Ознакомьтесь с экспонатами и экспликацией. Запишите, с какой целью вышивали узоры на русской национальной одежде, а также какие образы чаще всего встречаются на славянской вышивке.
2. Национальный народный костюм — это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. В зале № 1 на стенде «Русский костюм» рассмотрите женские головные уборы, которые носили в старину. По деталям головного убора можно было многое узнать о его владелице: откуда она родом, ее возраст, сословное происхождение, семейное положение. Запишите названия женских головных уборов, которые вы увидите в экспозиции зала № 3.
3. В коллекции нашего музея представлена деревянная обрядовая кукла — уникальное явление поморской культуры. Напоминая своим внешним видом столпообразных идолов, она сохранила древние архаичные черты народной скульптуры. Найдите в зале № 2 эту куклу и запишите ее название.
4. Жители Древней Руси занимались различными видами ремесел. В разных местностях складывались особые традиции, основанные на искусстве обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов, — народные промыслы. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями и передавали знания детям.
В зале № 2 (витрина 7) познакомьтесь с одним из традиционных русских промыслов. Он был распространен по всей Руси, но его центром считался Нижегородский край. Благодаря этому промыслу появился один известный фразеологизм — устойчивое сочетание слов. Узнайте историю возникновения и значение этого фразеологизма. В ответе запишите фразеологизм и его значение.
5. В Древней Руси не использовали слово «посуда» — оно появилось позже. До этого все предметы, в которых подавали еду, называли «судно» или «суденко», а напитки разливали по «сосудам». В сельской местности эти предметы делали в основном из глины и дерева. В зале № 3 рассмотрите убранство стола в избе. Здесь же вы прочитаете пословицу. Запишите ее в ответе.
6. В зале № 2 представлена монета-чешуйка. Рассмотрите экспонат и его описание. Запишите название монеты.
7. Плотницкое и столярное ремесла — одни из самых древних ремесел, которые связаны с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы. В Древней Руси большая часть построек была деревянной: бревнами мостили улицы и площади, из дерева строили городские стены, мосты, башни, дома, делали мебель и предметы домашнего обихода. Такими работами занимались мастера плотницкого и столярного дела. Плотников называли древоделами, а столяров — теслярами (от глагола «тесать»).
Найдите в экспозиции музея инструменты для обработки дерева. В ответе запишите названия всех таких инструментов.
8. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века. Они заменяли иконы, книги и газеты и даже украшали интерьер. В зале № 3 найдите и рассмотрите лубок — газету «Московские ведомости». Запишите, о каком событии в ней идет речь и его дату.
9. У нас в музее находятся окна из домов деревни Бутово. В старину считали, что окна — это глаза дома. Запишите, как называются элементы декора, украшающие окна деревенских домов, расположенные в экспозиции зала № 3. Также запишите, в какой технике они выполнены.
10. В Древней Руси люди жили большими семьями. Главой семьи был старший мужчина, его слушались все в доме. В зале № 2 рассмотрите фотографию семьи, прочтите информацию о крестьянской семье и найдите в тексте пословицы. В ответе запишите одну пословицу о семье, которая вам больше всего понравилась.
Желаем удачи!