1. Казачьи войска — особая часть русской армии. Она комплектовалась представителями казачества — сословия, исторически сложившегося среди населения ряда пограничных областей Российской империи, пользовавшегося особыми правами и льготами на условиях обязательной и общей воинской повинности. Каждое войско имело свое наименование, связанное с их историческим географическим расположением. С 1874 года юридически закрепляется понятие «казачьи войска». Каждое казачье войско имело свое старшинство (год образования). Используя стенды в залах № 1 и 3, а также информационные материалы из зала № 4 «Казачьи войска на начало XX века», запишите все казачьи войска в хронологической последовательности (по старшинству) с указанием года их образования.
2. Казаки верой и правдой служили своему отечеству на протяжении столетий. Октябрьский переворот поделил людей на белых и красных. Политика новой власти коснулась и казачества. О событиях этого времени вы узнаете из документов, представленных в музее в зале № 3 в блоке, посвященном гражданской войне. Запишите название этого документа, который отражает отношение советской власти к казачеству, дату его подписания, а также, что он предписывал.
3. Российская империя (Всероссийская империя, Царская Россия) — государство, существовавшее в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в сентябре 1917 года Временным правительством. На объемной карте Российской империи в зале № 3 помещены изображения российских царей и императоров, которые повлияли на историю развития казачества в свое правление. При входе в зал есть информационный материал по данной теме. Запишите имена правителей в хронологическом порядке по схеме: буква – порядковый номер.
4. «Кавалеристом я рожден,
И раньше, чем в купели,
В солдатском кивере крещен
И принят на шинели».
Первое упоминание о шинели в России относится к концу XVIII века – началу царствования Павла I. Прообразом шинели была суконная накладка — «епанча» времен Екатерины II. На манекенах, экипированных в разные формы военной одежды в залах № 2 и 4, можно увидеть, какая шинель и плащ были у кавалеристов. Шинель при необходимости приторачивалась к ездовому седлу. Запишите, в каком зале и к какому виду седла приторочена шинель, сложенная по-кавалерийски.
5. Лошади — одни из древнейших слуг человека. Во всех сферах деятельности человека конь был и считается помощником и другом. Конь — главное оружие кавалериста. Сбруя, или конская амуниция, или конская упряжь, — предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Обо всем этом вы узнаете, изучив соответствующий раздел экспозиции. На фигурах двух ростовых коней в залах № 2 и 3 надеты оголовья (уздечки) разного вида. Информация о видах оголовья расположена на одной из стен зала № 4. Какие виды оголовья надеты на фигурах коней? Запишите ответ по схеме: вид оголовья — масть коня — № зала.
6. Много замечательных музыкальных произведений написано о войне. Одна из таких песен — «Казаки в Берлине». Вскоре после написания она прозвучала на радио и завоевала большую популярность. Первым исполнителем был певец Иван Шмелев (1920–1960). Найдите и ознакомьтесь с информацией об истории написания этой песни на одном из информационных стендов в зале № 1. Запишите, с какой датой (день, месяц, год) и какими городами связана история написания песни, а также имена и фамилии авторов текста и музыки.
7. Холодное оружие — военное, охотничье или спортивное оружие, в котором не используется сила горючих или взрывчатых веществ, сжатого газа, электричества. Большая часть холодного оружия — это ручное оружие. Каждый вид холодного оружия прошел свой исторический путь в развитии. Какое-то оружие оказалось долговечнее, иным переставали пользоваться. К примеру, копья доисторической эпохи с каменным наконечником дошли до начала XX века в виде пик, а княжеские мечи стали палашами. Запишите, какие образцы холодного оружия находятся на манекенах в залах № 2, 3, 4. Нужные манекены военных отмечены пятью белыми квадратами у аннотаций к ним.
8. Еще с XVII века казаки вместе со стрельцами несли службу в Москве. Зал № 1 нашего музея расскажет вам о тех далеких событиях: как выглядели казаки, где жили, служили, молились и т.д. Запишите, в каких названиях улиц и зданий казаки увековечили свое пребывание в стольном граде.
9. Среди учебных заведений императорской России совершенно исключительное место занимали кадетские корпуса. В корпусах этих военно-учебных заведений создавался тот слой общества, который почти целиком участвовал в жертвенном служении России, в создании ее славы и величия. В зале № 4 в одной из вертикальных витрин и настенной объемной рамке помещены погоны двух кадетских корпусов. Изучив материал по данной теме, запишите названия кадетских корпусов, годы их существования (а также год возрождения одного из них в современной России) и названия городов, в которых они находились.
10. В музее «Казачья слава» представлены разнообразные предметы, экспонаты и манекены в униформе военных разного исторического времени. Мы можем узнать о быте, о нравах, о досуге военных вне службы, а также и о моде на внешний вид. Термин «каре» (-рэ), французское «carre», имеет несколько значений. Это слово обозначает название прически и комбинацию в игральных картах. В зале № 3 есть четыре мини-диорамы на разные события из военной истории России. Одна из мини-диорам раскрывает еще одно значение этого слова. Изучив материалы по данной теме, запишите:
Желаем удачи!