
Музей искусства МФЮА-МАСИ
г. Москва, ул. Введенского, 1А, МФЮА, 8 этаж
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Стела с Законами царя Хаммурапи — уникальный памятник истории. Благодаря тому, что этот кодекс был вырезан на стеле из черного диорита и установлен в одном из вавилонских храмов в 1750-х годах до нашей эры, мы можем понять, из чего состоял древнейший в мире фиксированный свод законов. Его содержание отличается довольно жестокой моралью, потому что восходит к неписаным нормам поведения, зародившимся еще в первобытном обществе. Вырезанное на стеле изображение царя и бога Шамаша давало вавилонянам ясно понять, что все смертные обязаны под страхом проклятия богов рассматривать этот сборник законов как нечто неизменное, неоспоримое и провозглашенное на вечные времена.
Попробуйте представить себя на месте древнего вавилонянина и с помощью расшифровки статей, размещенной рядом со стелой в Зале №1, разберите следующее дело:
На узких городских улочках Эшнунны нередко случались пожары. В третий день месяца арахсамна загорелся дом общинника Зигулды. Поднялась тревога, и со всей округи сбежались соседи, чтобы потушить пожар и не позволить огню перекинуться на их дома и погубить их добро. Среди них был и некий Шапи-кальби, который, воспользовавшись суматохой, хотел незаметно стащить из горящего дома драгоценные кольца жены Зигулды и присвоить их. Но на этом он сразу же был пойман.
Напишите, следует ли по законам Хаммурапи наказать преступника, и если да, то как скоро следует исполнить наказание, и в чем оно заключается?
На узких городских улочках Эшнунны нередко случались пожары. В третий день месяца арахсамна загорелся дом общинника Зигулды. Поднялась тревога, и со всей округи сбежались соседи, чтобы потушить пожар и не позволить огню перекинуться на их дома и погубить их добро. Среди них был и некий Шапи-кальби, который, воспользовавшись суматохой, хотел незаметно стащить из горящего дома драгоценные кольца жены Зигулды и присвоить их. Но на этом он сразу же был пойман.
Напишите, следует ли по законам Хаммурапи наказать преступника, и если да, то как скоро следует исполнить наказание, и в чем оно заключается?
2. Древнегреческие формы ваз были весьма разнообразны. Форма сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли целый «лексикон» наименований, закрепленных за определенным типом. В Зале №1 найдите сосуды по фрагментам и распределите их в соответствии с типологическими наименованиями и разновидностью вазописи:
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
1. Лекиф (для благовоний и масел); 2. Гидрия (для хранения воды); 3. Пелика (для хранения продуктов); 4. Килик (для питья). |
a. Чернофигурная вазопись; b. Краснофигурная вазопись; c. Вазопись по белому фону. |
3. В римский период (первые века нашей эры) в Египте возник новый тип живописного портрета, соединивший в себе античную реалистическую традицию и функцию египетских погребальных масок. Ниже вы видите примеры этого узнаваемого типа. В экспозиции Древнего мира (Зал №1) представлены копии двух экземпляров, выполненные в точности в той же технике и теми же материалами, что и позднеантичные оригиналы. Запишите, под каким общим названием известны эти памятники и как называется техника живописи, в которой связующим веществом для красок выступает пчелиный воск.
4. Внимательно изучите экспозицию галереи (Зал №2) и из предложенных вариантов выберите технику изобразительного искусства, НЕ представленную произведениями в этом зале. Запишите нужную букву.
- А. Эмаль;
- Б. Литография;
- В. Офорт;
- Г. Гравюра.
5. Писать масляными красками по холсту в странах Европы массово начали лишь с XV–XVI века, а до этого и параллельно с холстом в качестве основы для живописи использовали деревянные панели. В эпоху Возрождения художники экспериментировали с необычными материалами, что ввело в моду картины на металле. Краски приобретали особую насыщенность и блеск, а готовое изделие получалось более долговечным. В экспозиции Старых мастеров в Зале №2 найдите небольшую подготовительную работу к алтарной росписи, происходящую из мастерской Питера Пауля Рубенса, и напишите, на каком металле она выполнена. В этом же разделе отыщите еще одну картину маслом на той же основе и напишите, как она называется.
6. Как известно, в Европе рецепт фарфора был получен лишь в начале XVIII века, и в 1710 году в саксонском городе Майсене возникла первая фарфоровая мануфактура. После этого и в других городах центры по производству фарфоровых изделий не заставили себя ждать – Аугартен, Севр, Нимфенбург и так далее. У каждой мануфактуры был собственный набор технических приемов (например, состав массы, модели для отливки, цветовая гамма и узоры росписи изделий). Из представленных вариантов выберите ту статуэтку, которая представлена в экспозиции музея и изготовлена на немецкой мануфактуре Графенталь. Запишите нужную букву.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
7. Несмотря на введенную Петром I ордерную систему, в XVIII веке продолжала бытовать традиция награждения и пожалования подданных различными статусными предметами. В витрине Зала №6 вы можете видеть наградную и памятную посуду из художественного серебра. Она выполняла особую функцию: не утилитарную и не эстетическую, а функцию мемориализации, то есть увековечивания в материальном предмете памяти о важных событиях или личных заслугах. Найдите в витрине такой предмет, заключающий в себе напоминание об одном торжественном событии. Напишите название предмета, время его изготовления и название события, которое в нем запечатлено.
8. По ветхозаветному преданию, Авраам пожелал найти жену для своего сына Исаака у себя на родине, в Харране, что на севере Месопотамии. По поручению Авраама туда был отправлен его домоправитель. Остановившись у колодца близ Харрана, этот человек решил положиться на волю Бога в выборе подходящей невесты и взмолился: «Господи Боже господина моего Авраама! пошли [ее] сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом;
вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт 24:12-14). Едва он произнес эти слова, к колодцу подошла «прекрасная видом дева», и сказанное исполнилось. Найдите в музее картину, иллюстрирующую данный сюжет, и напишите полное имя ее автора и имена изображенных героев — девушки и домоправителя Авраама.
9. История знает двенадцать апостолов Христа. Согласно преданию, один из них получил предназначение стать «основанием» Церкви Христовой, и ему были вручены ключи Царства Небесного. Найдите в музее два изображения этого апостола, выполненные мастерами Нидерландов и Италии. Запишите, какое из них относится к алтарным образам (произведения искусства, предназначенные для размещения в алтаре христианской церкви), а какое — к психологическому портрету (разновидность портретного жанра в изобразительном искусстве, призванная показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить его личность).
10. При Московском финансово-юридическом университете есть студенческая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, где собраны произведения иконописи XVII–XX вв. Часть иконописной коллекции представлена в экспозиции музея — это произведения различных центров и школ. Среди них представлена икона, созданная в старинном центре народных промыслов (селе Ивановской области). После революции 1917 г. иконописной традиции грозило полное уничтожение, но местные мастера нашли новую форму ее сохранения — декоративную лаковую миниатюру. Шкатулки с такими миниатюрами также представлены в зале. Напишите, что это за центр, и как называется икона, написанная в его мастерских.
Желаем удачи!