
Музей искусства МФЮА-МАСИ
г. Москва, ул. Введенского, 1А, МФЮА, 8 этаж
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1. Зеркала люди начали использовать несколько тысяч лет назад, однако изначально они изготавливались из отполированного металла — стеклянные зеркала были изобретены лишь в Средние века. Такие предметы считались роскошью и были доступны лишь знатным особам. В разделе искусства Древнего Египта (Зал №1) найдите бронзовое зеркальце и напишите, в каком виде выполнена его ручка.
2. Мезоамерика являлась родиной многочисленных высокоразвитых культур и цивилизаций, каждая из которых оставила свое неповторимое наследие в искусстве и архитектуре этой исторической территории. Изучите экспозицию витрин доколумбовой Америки (Зал №1) и расположите артефакты в соответствии с индейскими культурами, к которым они относятся.
А. Культура Пакиме; Б. Ацтеки; В. Культура шахтовых гробниц; Г. Майя; Д. Сапотеки. |
1. Игрушка. Ягуар на колесах; 2. Писец из Куилапана; 3. Фигурка собаки Ксолоитцкуинтли; 4. Рельеф саркофага Пакаля; 5. Сосуд с изображением лиц; 6. Фигурка ягуара; 7. Фигурка женщины с пряжей. |
3. В зале древних цивилизаций музея представлена коллекция копий и слепков культур доколумбовой Америки. Для древней архитектуры данного региона были характерны два типа сооружений: ступенчатые пирамиды, на которых находился небольшой храм, и узкие, вытянутые в длину здания. Особняком от этих двух типов зданий возводились сооружения для культовой игры в мяч. Они представляли собой две наклонных массивных стены, идущие параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка для игры. Найдите в витрине рельеф, посвященный данной игре, и напишите название народа, которому принадлежит его создание.
4. Слово «этюд» (étude) переводится с французского языка как «изучение» и в области искусства обозначает некую подготовительную работу, фиксирующую первое непосредственное впечатление от натуры, не требующее проработки деталей и законченного вида. В разделе русского реалистического пейзажа XIX века найдите две небольшие работы, носящие название «этюд», запишите фамилии их авторов, а также определите и запишите, в чем состоит главное отличие между этими работами.
5. Изучите экспозицию живописи старых мастеров в Зале №2 и напишите, частью какой картины является данный фрагмент:
6. Михаил Евлампиевич Перхин родился в Карелии в крестьянской семье и благодаря своему усердию и трудолюбию смог стать золотых дел мастером. В течение 18-ти лет он занимал должность главного мастера-ювелира знаменитой петербургской фирмы Карла Фаберже. При его участии была создана половина из числа знаменитых императорских пасхальных яиц. В Зале музея №5 также представлены изделия мастерской М.Е. Перхина. Рассмотрите изображения и выберите изделие, которое НЕ представлено в витрине. Запишите нужную букву.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
7. В XVI–XVII веках в Западной Европе мастера серебряных дел создавали не просто посуду, а настоящие произведения искусства. Обладая богатой художественной фантазией, они черпали вдохновение из природных форм и перерабатывали их в декоративные мотивы. На это же время пришлась и эпоха Великих географических открытий, когда из дальних стран привозились экзотические «натуралии», животные и плоды, что не могло не отразиться на прикладном искусстве. В витрине Зала №6 представлены парадные кубки, форма которых имитирует привозные фрукты. Напишите, какой фрукт она напоминает (подсказка: он также присутствует на данном натюрморте XVIII в.). Вы можете написать больше одного варианта ответа.
8. Этот художник — уроженец Италии — работал в Венеции, Риме, Вене, Дрездене и Мюнхене, но последние годы своей жизни провел в Санкт-Петербурге, будучи придворным художником императрицы Елизаветы Петровны. Его прославил особый тип камерного женского портрета в стиле рококо, получивший название «головки». Найдите портрет такого типа в экспозиции музея и запишите полное имя данного живописца.
9. В Зале №7 представлена картина, идеализированно иллюстрирующая события 30-го года до нашей эры, о которых древнеримский поэт Гораций написал следующие строки:
«…Нет, умереть желая царицею,
На павший дом взглянула с улыбкою
И злобных змей к груди прижала,
Чтобы всем телом впитать отраву:
Она решилась твердо на смерть идти
Из страха, что царицей развенчанной
Ее позорно для триумфа
Гордого вражья умчит либурна».
Запишите название данной картины и полное имя ее автора.
«…Нет, умереть желая царицею,
На павший дом взглянула с улыбкою
И злобных змей к груди прижала,
Чтобы всем телом впитать отраву:
Она решилась твердо на смерть идти
Из страха, что царицей развенчанной
Ее позорно для триумфа
Гордого вражья умчит либурна».
Запишите название данной картины и полное имя ее автора.
10. Классицизм и ампир — «большие стили» XVIII – начала XIX вв. — тяготели к классическому искусству Древней Греции и Рима. Не только архитектура, но и мебель (называемая «малой архитектурой»), и прикладное искусство этой эпохи подчинялись пропорциям древнегреческой ордерной (композиционно-стилевой) системы и имитировали античные постройки. Во время Наполеоновских войн все формы искусства призваны были прославлять имперское величие и военные победы. Найдите в Зале №9 позолоченные каминные часы в стиле ампир и напишите, в виде какого монументального сооружения, связанного с чествованием победителей, они выполнены.
Желаем удачи!