1. Самые изысканные регалии, драгоценности и украшения свое происхождение ведут из видоизмененных форм природы. Так, диадемы из драгоценных металлов и камней изначально были простыми цветочными венками, ожерелья и серьги были ягодами, нанизанными на нитку, или простыми ракушками, а корона фараона Объединенного Египта была составлена из двух тыкв — рыжей и белой. Во все времена, а в древности особенно, мастера подражали мотивам природы, видоизменяя и орнаментализируя их. Изучите экпозицию Зала №1 и найдите в витрине предметов из бронзы экспонаты следующего описания: древнеримского типа, с большими ручками в виде лошадиной головы и мифического морского существа, на крышках фигурка лебедя и рельеф с изображением богини Ники, держащей пальмовую ветвь. Напишите название экспонатов и функцию, которую они выполняли в жилище.
2. Древнегреческие формы ваз были весьма разнообразны. Форма сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли целый «лексикон» наименований, закрепленных за определенным типом. В Зале №1 найдите сосуды по фрагментам и распределите их в соответствии с типологическими наименованиями:
А) Б) В) Г)
3. Расписывая сосуды, мастера чаще всего использовали чернофигурную и краснофигурную вазопись, реже — белофонную. Напишите, к какому типу вазописи относится пелика, встретившаяся вам в задании выше.
4. Иван Иванович Шишкин известен прежде всего как живописец эпического размаха, писавший маслом полотна в жанре героического пейзажа, но и графические техники давались ему с таким же успехом. О таланте Шишкина как гравера современники говорили, что «если он — один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то как гравер-пейзажист — единственный и небывалый в России». В галерее (Зал №2) найдите серию оттисков гравюр на шелке, вышедших из-под его резца, и выберите, как называется использованная мастером техника. Запишите нужную букву.
5. Любой художник оставляет свою подпись на готовой работе, чтобы подтвердить, что она подлинная. Причем не всегда автограф выглядит как буквенная запись фамилии или монограмма. Например, мастер Северного Возрождения Лукас Кранах Старший, творивший в XVI веке, предпочитал вместо автографа оставлять на своих работах крошечный рисунок (пиктограмму). В Зале №2 найдите произведение этого художника и определите, какое существо изображает пиктограмма. Выберите вариант ответа:
6. Изучите экспозицию Зала №4 и запишите название картины, частью которой является данный фрагмент.
 

7. Это сооружение — известнейший памятник истории и архитектуры Древнего Рима, построенный как купольное здание по законам пифагорейской нумерологии и символически связанный с космосом. Его название переводится как «Храм всех богов». Каждый путешественник, оказывавшийся в Вечном городе, непременно его посещал, а кто не мог позволить себе путешествовать, стремился увидеть хотя бы графическое воспроизведение величественного храма. Такое воспроизведение, детально выполненное выдающимся гравером XVIII века, представлено в залах музея. Найдите его и запишите название древнего храма.
8. Художники Средневековья и так называемые старые мастера, то есть люди, жившие задолго до появления массового производства, зачастую не покупали готовые краски, а делали их самостоятельно, смешивая минеральные пигменты со связующими. Это был сложный процесс, но именно благодаря таким знаниям художники прошлого прекрасно чувствовали материал. Однако и в ХХ веке некоторые продолжали следовать этим традициям. Единственная акварельная работа, представленная в экспозиции музея, написана пигментами из тех минералов, которые художник самостоятельно собирал во время своих прогулок по горам. Эти горы он и запечатлел в своем пейзаже. Напишите полное имя автора и название работы.
9. Иконопись была перенята Древнерусским государством вместе с византийским каноном, который не теряет своего главенства до сих пор. Однако, как только первые русские иконописцы переняли мастерство у греков, в крупных городских центрах начали возникать самобытные школы, отличающиеся друг от друга подбором материалов, цветовой гаммой, трактовкой фигур и другими художественными особенностями. Изучите раздел иконописи в Зале №9 и запишите названия всех географических центров, из которых происходят представленные иконы (должны быть указаны три центра).
10. Классицизм и ампир — «большие стили» XVIII – начала XIX вв. — тяготели к классическому канону искусства Древней Греции и Рима. Не только архитектура, но и мебель (называемая «малой архитектурой»), и прикладное искусство этой эпохи подчинялись пропорциям ордерной системы и имитировали античные постройки. Причем переход к формам искусства императорского Рима, прославлявшим победы и мощь государства, были продиктованы в том числе политическими причинами. Найдите в Зале №9 позолоченные каминные часы, выполненные в форме торжественного монументального сооружения. Запишите, что это за сооружение, и материалы, из которых они сделаны.
Желаем удачи!