
Этнографический музей «Бабушкин сундук»
(ГБОУ Школа №1912, Зеленоград)
г. Москва, г. Зеленоград, ул. 2-ая Пятилетка, дом 18А
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в музее «Бабушкин сундук»!
1.
Рассмотрите картинку. Найдите у музейной печи такой предмет, как в руках у хозяйки. Русские мастера изготавливали его из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Дерево нужного размера и качества раскалывали на две части, высекая из каждой части по одной длинной доске. Вырезав нужный контур, его тщательно зачищали.
Запишите в ответе название предмета и его предназначение.

Запишите в ответе название предмета и его предназначение.
2. Разгадайте ребус и запишите отгадку.
Так в старину называли деревянную посудную полку. Найдите в музее такую полку с занавеской. Какая посуда здесь НЕ стоит? Напишите в ответе название полки и выбранный вариант ответа.
Так в старину называли деревянную посудную полку. Найдите в музее такую полку с занавеской. Какая посуда здесь НЕ стоит? Напишите в ответе название полки и выбранный вариант ответа.
- А) Сито;
- Б) Тарелка;
- В) Чугунок;
- Г) Крынка.
3. Отгадайте загадку.
Из липы свито
Дырявое корыто.
По дороге идет,
Клетки кладет!
Известно, что изнашивались эти изделия за 10 дней, а в зимнее время в негодность приходили уже через 4 дня. Рассмотрите представленные образцы. У печки возьмите сантиметровую ленту, измерьте длину загаданного предмета БОЛЬШЕГО размера. Запишите в ответе, что это за предмет, и его длину в сантиметрах.
Из липы свито
Дырявое корыто.
По дороге идет,
Клетки кладет!
Известно, что изнашивались эти изделия за 10 дней, а в зимнее время в негодность приходили уже через 4 дня. Рассмотрите представленные образцы. У печки возьмите сантиметровую ленту, измерьте длину загаданного предмета БОЛЬШЕГО размера. Запишите в ответе, что это за предмет, и его длину в сантиметрах.
4. Рассмотрите картины русских художников. Все картины объединяет один предмет.
Что это за предмет? Запишите в ответе его название. Найдите в музее похожий экспонат ручной работы. Какой элемент расположен по центру изделия? Выберите правильный ответ.
![]() | ![]() | ![]() |
Елена Прудникова | Алла Переверзева | Антон Макаров |
- А) Круг;
- Б) Треугольник;
- В) Квадрат.
5. В начале 1860-х годов в России стали появляться керосиновые лампы. Большинство керосиновых светильников состоит из следующих частей:
• емкость, куда заливается горючее (керосин);
• горелка с рычажком-регулятором силы пламени;
• специальное стекло, которое защищает горящий фитиль от ветра, влаги.
Рассмотрите коллекцию керосиновых ламп, представленных в музее. Найдите лампу на ножке, с ручкой, с отражателем, подвесную. Какая из них называется «Летучая мышь»? Выберите правильный ответ.
• емкость, куда заливается горючее (керосин);
• горелка с рычажком-регулятором силы пламени;
• специальное стекло, которое защищает горящий фитиль от ветра, влаги.
Рассмотрите коллекцию керосиновых ламп, представленных в музее. Найдите лампу на ножке, с ручкой, с отражателем, подвесную. Какая из них называется «Летучая мышь»? Выберите правильный ответ.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
1) | 2) | 3) | 4) |
6. Разгадайте загадку.
Огонь ласкает круглый бок!
То в печь, а то на стол ходок.
А друг-ухват встречает,
Крепко обнимает.
Снаружи чернота,
А внутри вкуснота!
Объемом эта утварь была от 1,5 до 15 литров. Делалась из чугуна, позже из алюминиевого сплава. На печи представлены оба образца одинакового объема. Чугун тяжелее алюминия. Опираясь на полученную информацию, возьмите с печи чугунный экспонат, взвесьте его. В ответе напишите название предмета и его вес.
Огонь ласкает круглый бок!
То в печь, а то на стол ходок.
А друг-ухват встречает,
Крепко обнимает.
Снаружи чернота,
А внутри вкуснота!
Объемом эта утварь была от 1,5 до 15 литров. Делалась из чугуна, позже из алюминиевого сплава. На печи представлены оба образца одинакового объема. Чугун тяжелее алюминия. Опираясь на полученную информацию, возьмите с печи чугунный экспонат, взвесьте его. В ответе напишите название предмета и его вес.
7. Зерновушка — одна из тех кукол, которую не использовали в игре. Она выполняла обрядовую функцию — оберегала и несла достаток рода. В основе куклы — мешочек, набитый зерном. Наряжали куклу в платок и ставили у печки. Об платок хозяйка вытирала масленые руки. Жирный, замасленный платок куклы говорил о достатке в доме. По содержимому в мешочке можно было узнать имя куколки: если крупа — Крупеничка, если горох — Горошинка, если зерно — Зернушка.
Возьмите с печки музейную Зерновушку, пощупайте мешочек. Определите и запишите в ответе имя куколки и какой достаток в этом доме.
Возьмите с печки музейную Зерновушку, пощупайте мешочек. Определите и запишите в ответе имя куколки и какой достаток в этом доме.
8. 12 июля на Руси, в День апостолов Петра и Павла, начинался сезон сенокоса. В этот день в русских семьях родители дарили молодым сыновьям новые рубашки-косоворотки, отмечая их вступление в пору взросления и приобщения к крестьянскому труду. 12 июля — День косоворотки! Традиционно шили такие рубахи из конопляного полотна, позже стали использовать хлопковую ткань, льняное полотно и шелк. Косоворотки украшались вышивкой. Считалось, что определенные символы помогут отвести беду от владельца рубашки. Часто вышивались ромбы — символы солнца на Руси, или цветы — символы жизни.
Рассмотрите рубахи, которые висят на ткацком станке. Укажите, какие символы вышиты на косоворотке, украшенной красно-черным орнаментом.
- А) Символы солнца;
- Б) Символы жизни;
- В) Оба символа;
- Г) Нет этих символов.
9. Стирка в старину для женщин была трудоемким занятием, требовала больших физических усилий. Для стирки использовались особые приспособления и мыльные растворы. Рассмотрите справочный материал, установите соответствия (цифра-буква) между изображением и описанием. Найдите и запишите в ответе результат соответствия (пары «буква-цифра») и какой из перечисленных предметов представлен в нашем музее.
Деревянная прямоугольная слегка изогнутая пластина с рукояткой для выколачивания белья во время стирки.
А. Валек;
Корень растения «мыльнянка» измельчали, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали.
Б. Мыльный корень;
Приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду для удаления частиц грязи.
В. Стиральная доска;
Щелок получали из раствора золы. Древесную золу выгребали из печи, смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор, который использовали для кипячения и стирки.
Г. Древесная зола.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
1) | 2) | 3) | 4) |
А. Валек;
Корень растения «мыльнянка» измельчали, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали.
Б. Мыльный корень;
Приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду для удаления частиц грязи.
В. Стиральная доска;
Щелок получали из раствора золы. Древесную золу выгребали из печи, смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор, который использовали для кипячения и стирки.
Г. Древесная зола.
10.
Рассмотрите картинку «В хлеву». В левом нижнем углу изображена деревянная кормушка для животных. По библейскому преданию, младенец Иисус Христос родился от Девы Марии за городом, в пещере, и был положен именно в такую емкость, куда кладут корм для животных. Найдите похожий экспонат в музее и выберите его название.

- А) Чан;
- Б) Корыто;
- В) Ящик;
- Г) Ясли.
Желаем удачи!