Названия музейных залов указаны в аннотациях к ним при входе в каждый зал
1. Русское государство формировалось в тесной взаимосвязи с лесом. Издревле почти все необходимое для жизни русскому человеку давал лес. В «Курсе русской истории» В.О. Ключевский так писал об этом: «Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги — хозяйственные, политические и даже нравственные: обстраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его липовыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом. Долго и на севере, как прежде на юге, он питал народное хозяйство пушным зверем и лесной пчелой. Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменял русскому человеку горы и замки». Изучите стенды зала «Русь деревянная» и запишите, какие промыслы оставались основными занятиями населения вплоть до XVII века.
2. А вы знаете, что наши давние предки были людьми грамотными? И писали друг другу «записки» по самым разным поводам. Писали они на бересте. Больше всего берестяных грамот находят археологи в древнем русском городе Великом Новгороде. Так они нашли много учебных записок мальчика Онфима, жившего в Новгороде в XIII веке. Изучив берестяные грамоты отрока Онфима в залах «Русь деревянная» и «Государево око» и этикетки к ним, запишите, какое выражение имело значение подписи.
3. Пользование лесными ресурсами на Руси долгое время было достаточно свободным. Леса было много. Но некоторые ограничения все же существовали. Какие-то из них касались порчи имущества из дерева. Найдите в зале «Государево око» текст статьи из «Русской правды» XI века (сборник правовых норм Киевской Руси). Напишите, чем расплачивались за повреждение борти, а также за кражу сена и дров.
4. Необходимость регламентирования лесопользования, создания лесного законодательства возникла в связи с реформами Петра I. Именно он положил начало государственному регулированию в лесах. С эпохи Петра I в России существует лесное хозяйство. Найдите в витринах зала «Государево око» отпускное клеймо XIX века и напишите, для чего его в то время использовали лесоводы.
5. Какая почва характерна для суглинистых почвообразующих пород в южной тайге и смешанных лесах? Ответ ищите в этикетках зала «Храм леса».
6. Руководствуясь этикетками к экспонатам, найдите в зале «Храм леса» хищника и его жертву. У этого млекопитающего много врагов, и он умеет быстро бегать и хорошо прятаться от них. Но все же проигрывает одному крупному грациозному хищнику, основу питания которого составляет. О каком хищнике и о каком звере — его жертве — идет речь?
7. Кто из животных умеет делать бумагу и даже строит из нее гнезда? Ответ ищите в зале «Храм леса».
8. Представителей этих двух разных видов птиц, относящихся к отряду курообразных, можно увидеть рядом на втором этаже музея. Хотя в природе это вряд ли возможно! Рассмотрите их внимательно, изучите этикетки и напротив каждого утверждения напишите нужное название вида:
Предпочитает открытые места: редколесья, опушки, вырубки, зарастающие лесные гари —
Предпочитает глухие леса, окраины верховых болот —
9. Внимательно изучите экспозицию «Лесозащита» на втором этаже музея. Найдите в нижеследующем списке вид, не относящийся к «болезням леса»:
10. Запишите ответ еще на один вопрос по теме «Лесозащита». На какого союзника указывает в своем тексте выдающийся лесовод XIX века Ф.К. Арнольд: «Личинка майского жука — опасный и почти непобедимый враг. Лучшие наши союзники против него — … , которых берегите, берегите и берегите».
Желаем удачи!