1. В витрине зала № 1 (1 этаж) представлен парадный мундир с кирасой и каской. Они являются частью полковой формы гвардейской тяжелой кавалерии Российской Империи, созданной в XVIII веке для почетной охраны императрицы Екатерины I. Прочитайте подпись к экспонатам и запишите, как назывался этот полк.
2. Сражение у села Аблова 24 августа 1877 года – один из героических эпизодов Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и пример мужества и доблести русской армии. Найдите в зале № 2 (1 этаж) предмет, относящийся к этому сражению. Что это за предмет?
3. Рассмотрите предметы в зале № 3 (1 этаж) и разгадайте кроссворд, чтобы узнать, как называлась в дворянской усадьбе часть дома, воссозданная в этом зале музея. Запишите получившееся в вертикальном столбце итоговое слово.
 

4. В обходной галерее 2-го этажа представлена выставка плакатов, хромолитографий и печатной графики Первой мировой войны, собранная Ильей Глазуновым. Найдите хромолитографию «1-й Герой», которая повествует о подвиге донского казака Козьмы Крючкова, первого кавалера Георгиевского креста в Первую мировую войну. Рассмотрите хромолитографию, прочитайте стихотворный текст. Запишите, какой подвиг совершил казак. Также перепишите последнюю строчку стихотворения.
5. В истории европейских войн известно два беспримерных перехода войск через Альпы и Балканы под руководством полководцев А.В. Суворова и М.Д. Скобелева. Во время Первой мировой войны русские войска совершили переход еще через одну горную систему Европы. Найдите на 2 этаже в обходной галерее плакат «Великая европейская война...» (литография торгового дома «А.П. Коркин, А.В. Бейдман и К˚», 1910-е), посвященный этому переходу, и запишите название гор.
6. Русская иконопись берет начало из Византии. Со временем в разных городах Руси начали появляться собственные иконописные школы. Каждая из них имела свой стиль, самобытные особенности, по которым можно узнать руку мастера той или иной школы. Рассмотрите в зале № 2 (2 этаж) иконы, представленные на изображениях, и соотнесите их с названиями иконописных центров, в которых они были написаны. Ответ запишите в формате «цифра-буква».
1) «Святитель Николай Чудотворец, с 20 клеймами жития»; 2) «Святой Василий Блаженный»; 3) «Вознесение Господне».
7. В зале № 1 (3 этаж) можно увидеть интерьер русской северной избы. Рассмотрите ее обитателей. Хозяйка дома, вынимающая горшок из печи, одета в сарафан, украшенный традиционным способом. Что это за способ украшения ткани?
А) Браное ткачество; Б) Кубовая набойка; В) Пестрядь; Г) Тамбурная вышивка.
8. Отгадайте ребус, чтобы узнать название предмета для хранения соли, который никогда не убирали со стола. Этот предмет символизировал благополучие и достаток семьи, поэтому его часто дарили в качестве приданого на свадьбу. В зале № 1 (3 этаж) на столе можно увидеть такой предмет. Запишите название предмета, а также название птицы, в виде которой он вырезан.
 

9. В зале № 2 (3 этаж) можно увидеть коллекцию прялок XIX – начала XX века. На Русском Севере в большинстве случаев прялки делались из цельного куска дерева. На гребень или лопаску шла стволовая часть дерева, на донце, на котором сидела пряха, — корневая. Представлены в зале и составные прялки, т.е. ножка и лопаска вырезались или вытачивались отдельно, закреплялись между собой и вставлялись в донце. Рассмотрите донца прялок, висящие на стене, и запишите, из какой волости они происходят.
10. Пушками-шариками, сделанными из птичьего пуха (гусиного, утиного или лебяжьего), украшали крестьянский женский костюм. Их можно встретить в костюме южнорусских губерний, в частности Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Пензенской и Тамбовской. Рассмотрите крестьянские костюмы в зале № 4 (3 этаж). Как использовали это украшение?
Желаем удачи!