
Музей профессора Н.Е. Жуковского
г. Москва, ул. Радио, д.17, корп.5
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. В холле нашего музея можно увидеть модели самых первых самолетов, в том числе экспериментальных. Одна из этих моделей демонстрирует первый отечественный натурный самолет конструкции А.Ф. Можайского, доведенный до стадии летных испытаний. Слова «самолет» тогда не существовало. Решите кроссворд, используя информацию с табличек, относящихся к этому экспонату, чтобы прочитать ключевое слово в серых клеточках. Этим словом был назван данный летательный аппарат вместо слова «самолет». Запишите это слово в ответ.
- 1. Первая неудачная попытка поднять самолет в воздух была предпринята в 1885 году в месте, название которого заканчивается на слово «Село». Запишите первое слово из названия этой местности.
- 2. Создатель самолета Можайский был морским офицером, носителем первого адмиральского звания. Для различных адмиральских званий к слову «адмирал» добавлялась та или иная приставка. Запишите, какая приставка была в адмиральском звании Можайского.
- 3. На табличке, соответствующей нашей модели самолета Можайского, размещена информация о различных характеристиках этого самолета. К чему относится характеристика «25 м»? Запишите.
- 4. Двигателями самолета Можайского стали ________ машины, которые, к сожалению, были слишком тяжелыми для такого самолета, что не позволило ему полететь. Запишите, какие машины были установлены на этот самолет в качестве двигателей.
- 5. Какая конструкция в зависимости от материала, из которого она была изготовлена, была у этого самолета-моноплана? Запишите в кроссворд.
- 6. Этот самолет стал первым изобретением, автор которого отказался от идеи создания машин с машущим крылом – была разработана конструкция с крылом иного типа относительно его корпуса. Какой это был тип крыла? Запишите ответ.
2. Зал № 1 знакомит с одним из наиболее значимых достижений профессора Жуковского – формулой подъемной силы крыла аэроплана. Это стало ключом к ответу на вопрос о том, почему летают самолеты. В зале представлено простое математическое выражение закона о подъемной силе. Изучите эту формулу и сопроводительный текст к ней. Запишите, какой буквой обозначена подъемная сила в формуле и что означает в этой формуле буква Г.
3. В одной из витрин зала № 3 можно увидеть прибор для определения влияния ветра и установления точного направления курса полета при движении воздушного судна. Он был необходим при расчете времени маршрута полета и нужного количества топлива. Запишите название этого прибора и кому он принадлежал.
4. Зал № 4 посвящен советским рекордным перелетам 1930-х годов. В одной из витрин зала размещены памятные марки, конверты и открытки, посвященные перелетам советских летчиков через Северный полюс в Америку. Но одна из марок витрины была выпущена по случаю рекордного перелета, который так и не состоялся. Изучите витрины зала № 4 и выясните, какой перелет был прерван: самолет так и не достиг Америки. В ответ запишите фамилию командира экипажа и год этого перелета.
5. В зале № 4 находится витрина, посвященная беспосадочному перелету экипажа Чкалова по «Сталинскому маршруту», а также декоративное настенное блюдо из сплавов металлов, на которое нанесены основные точки маршрута и изображены отважные летчики. Запишите, какой метод гравировки использовали для нанесения изображения на поверхность блюда, где экипаж совершил посадку, и на каком инструменте играл Чкалов в минуты отдыха.
6. Среди произведений искусства, представленных в зале № 5, имеются воплощенные художниками и скульпторами образы женщин-летчиц. В крестословице зашифрованы три фамилии представленных в зале летчиц. Крестословицу можно читать как по горизонтали, так и по вертикали. Найдите эти три фамилии. Запишите их в ответ.
7. В зале № 5 имеются витрины, посвященные творчеству отдельных авиаконструкторов. Одна из них посвящена конструктору с итальянской фамилией, которого С.П. Королев, создавший первый спутник Земли и первый космический корабль, называл своим учителем. В витрине содержится справка, выданная этому конструктору. В справке упоминается экспериментальный скоростной одноколесный самолет с паровым охлаждением. Запишите в ответ название этого самолета и фамилию конструктора.
8. В проходе между залами № 5 и № 6 висит портрет врача, который проводил опыты с замороженными препарированными птицами с распростертыми крыльями, которых он запускал в полет с помощью самострела или воздушного змея. Результат своих опытов он изложил в книге «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц», которая была издана в 1888 году. Запишите фамилию врача и в каком городе вышла указанная книга.
9.
Одна из витрин зала № 6 посвящена авиаконструктору С.В. Ильюшину – создателю легендарных «Илов». Решите кроссворд, посвященный Ильюшину и его самолетам.

- По горизонтали:
- 1. В витрине можно увидеть модель дальнего бомбардировщика – первого серийного самолета Ильюшина. На одной из модификаций этого самолета были совершены беспосадочные перелеты во Владивосток и в Северную Америку через Атлантический океан. Самолет, совершивший эти перелеты, получил название в честь одного столичного города. Запишите этот город.
- 2. У этого пассажирского самолета, созданного в 1951 году, была одна особенность: он мог продолжать взлет при отказе одного очень важного для работы самолета устройства. Найдите модель этого самолета, изучите этикетку к нему и запишите название этого устройства.
- 3. Этот штурмовик Ильюшина – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Он получил прозвище, в котором прослеживается его сравнение с другим типом бронированных боевых машин. Изучите таблички к витрине и запишите, название какой боевой машины стало прозвищем данного штурмовика Ильюшина.
- По вертикали:
- 4. В экспозиции также представлен бюст авиаконструктора Ильюшина, выполненный прославленным скульптором, автором знаменитого монумента «Родина-мать зовет» в Волгограде. Осмотрите бюст, изучите табличку к нему и запишите фамилию скульптора.
- 5. На этом дальнем магистральном пассажирском самолете Ильюшина, созданном в 1960-х годах, был совершен ряд перелетов, в том числе через Северный полюс из Москвы в один из городов США. Запишите в кроссворд название этого американского города.
10. В зале № 6 увековечены достижения не только в области авиации, но и в области космонавтики. Одна из витрин посвящена выдающейся личности – человеку, который разрабатывал вопросы теоретической космонавтики еще на рубеже XIX – XX веков. В витрине имеется рукописная открытка, которую этот ученый отправил Н.Е. Жуковскому 1 мая 1910 года. В ней он пишет: «Опыты по сопротивлению воздуха с 1900 года. Жалкие остатки моделей, уничтоженных __________ 1908 года». Найдите и прочитайте это послание Жуковскому в витрине и заполните пропуск. Запишите в ответ пропущенное в открытке слово и фамилию ученого, который написал эту открытку Жуковскому.
Желаем удачи!