
Государственный биологический музей
им. К.А. Тимирязева
Выставка «12 признаков живого»
Павильон № 31 «Геология», ВДНХ
г. Москва, Проспект Мира, д. 119, стр. 31 (ВДНХ, павильон № 31«Геология»)
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
Входная зона
1. Осмотрите зуб мамонта, расположенный среди окаменелостей в левой части подиума. Его жевательная поверхность напоминает терку, что указывает на то, что эти звери питались жесткой растительной пищей. Чем обусловлена такая форма жевательной поверхности?
1. Осмотрите зуб мамонта, расположенный среди окаменелостей в левой части подиума. Его жевательная поверхность напоминает терку, что указывает на то, что эти звери питались жесткой растительной пищей. Чем обусловлена такая форма жевательной поверхности?
- А) Неодинаковой степенью стертости в результате употребления неоднородной пищи;
- Б) Растрескиванием зубов в результате неаккуратного извлечения из земли;
- В) Неоднородным строением зуба, состоящего из твердых пластин эмали, соединенных более мягким цементом;
- Г) Искривлением окаменелости вследствие деформации горной породы.
Признак первый «Вне клетки жизни нет!»
2. Осмотрите витрину с кладками птиц. В левой ее части вы видите гнездо, куда было подложено яйцо. Какой облигатный гнездовой паразит это сделал? Какую выгоду он получает, подбрасывая яйца в гнезда других видов?
2. Осмотрите витрину с кладками птиц. В левой ее части вы видите гнездо, куда было подложено яйцо. Какой облигатный гнездовой паразит это сделал? Какую выгоду он получает, подбрасывая яйца в гнезда других видов?
Признак третий «Раздражимость»
3. Среди экспонатов раздела лежит муляж черепа древнего человека. Согласно современным представлениям ученых, этот вид людей сформировался на территории Европы в условиях холодного климата. Кому принадлежал этот череп? И какие особенности строения черепа ученые связывают с адаптацией к низким температурам?
3. Среди экспонатов раздела лежит муляж черепа древнего человека. Согласно современным представлениям ученых, этот вид людей сформировался на территории Европы в условиях холодного климата. Кому принадлежал этот череп? И какие особенности строения черепа ученые связывают с адаптацией к низким температурам?
- А) Большой объем мозга;
- Б) Большой размер носа;
- В) Большие зубы с крупными внутренними полостями;
- Г) Большая толщина стенок черепа.
Признак четвертый «Движение — жизнь»
4. В витрине со скелетами рассмотрите скелеты змей. Напишите названия змей. Обратите внимание, что у них ребра не соединены грудной костью. Это приспособление для:
4. В витрине со скелетами рассмотрите скелеты змей. Напишите названия змей. Обратите внимание, что у них ребра не соединены грудной костью. Это приспособление для:
- А) Удобства перемещения;
- Б) Размножения;
- В) Питания крупной пищей;
- Г) Не имеет адаптационной функции.
5. В витрине со скелетами вы можете найти скелеты болотных черепах. Обратите внимание на строение их панциря. По его строению можно отличить самца от самки. Какая морфологическая особенность позволяет это сделать?
- А) Брюшные щитки самцов содержат меньше сегментов;
- Б) У самок сильнее выражен изгиб спинного щита;
- В) У самцов на брюшном щите есть углубление;
- Г) Все вышеперечисленное.
Признаки пятый, шестой и седьмой «Многообразие», «Дискретность и целостность», «Ритмичность»
6. В диораме «Лосиный остров» вы видите множество чучел животных, встречающихся в Московской области. Однако среди естественных обитателей встречаются и «вселенцы», случайно или целенаправленно завезенные из других мест. Найдите их в диораме и напишите названия. Как по-научному называют таких «вселенцев»?
6. В диораме «Лосиный остров» вы видите множество чучел животных, встречающихся в Московской области. Однако среди естественных обитателей встречаются и «вселенцы», случайно или целенаправленно завезенные из других мест. Найдите их в диораме и напишите названия. Как по-научному называют таких «вселенцев»?
7. В диораме «Лосиный остров» показаны живые организмы, занимающие разное положение в цепях питания. Определите и запишите, кто из них является продуцентом – организмом, производящим органические вещества из неорганических (один пример), редуцентом – организмом, разрушающим органические вещества до неорганических и простейших органических (один пример), консументом 1 или 2 порядка – организмом, потребляющим готовые органические соединения, созданные продуцентами или другими консументами (не менее трех примеров каждого).
Признак девятый «Обмен веществ»
8. Среди влажных препаратов присутствует несколько образцов, демонстрирующих формы таких экологических отношений между видами, как паразитизм и симбиоз. Напишите пример симбиоза и не менее двух примеров паразитизма.
8. Среди влажных препаратов присутствует несколько образцов, демонстрирующих формы таких экологических отношений между видами, как паразитизм и симбиоз. Напишите пример симбиоза и не менее двух примеров паразитизма.
Признак десятый «Наследственность и изменчивость»
9. Ареал этого реликтового вида ограничен островами Праслен и Кюрьез в Сейшельском архипелаге, так как большой вес семян этих растений препятствует распространению ветром и водой. Найдите это семя и напишите название вида растения.
9. Ареал этого реликтового вида ограничен островами Праслен и Кюрьез в Сейшельском архипелаге, так как большой вес семян этих растений препятствует распространению ветром и водой. Найдите это семя и напишите название вида растения.
Признак двенадцатый «Рост и развитие»
10. В витрине с чучелами животных показаны примеры аномалий развития (двухголовый теленок и телята-стернопаги). Такое явление может быть вызвано:
10. В витрине с чучелами животных показаны примеры аномалий развития (двухголовый теленок и телята-стернопаги). Такое явление может быть вызвано:
- А) Генной мутацией;
- Б) Хромосомной мутацией;
- В) Геномной мутацией;
- Г) Незавершенным разделением зиготы на две части.
Желаем удачи!