
Государственный биологический музей
им. К.А. Тимирязева
Выставка «12 признаков живого»
Павильон № 31 «Геология», ВДНХ
г. Москва, Проспект Мира, д. 119, стр. 31 (ВДНХ, павильон № 31 «Геология»)
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
Признак третий «Раздражимость»
1. Инсталляция «Ропот», выполненная в жанре био-арт, представляет собой научный эксперимент по изучению одного из физиологических свойств растений, которое в обычных условиях сложно наблюдать невооруженным глазом. Рассмотрите инсталляцию и напишите, какое из свойств растений она демонстрирует.
1. Инсталляция «Ропот», выполненная в жанре био-арт, представляет собой научный эксперимент по изучению одного из физиологических свойств растений, которое в обычных условиях сложно наблюдать невооруженным глазом. Рассмотрите инсталляцию и напишите, какое из свойств растений она демонстрирует.
- А) Способность реагировать на воздействия окружающей среды;
- Б) Транспирацию воды из листьев;
- В) Способность к выделению кислорода;
- Г) Синтез органических веществ под действием света.
Признак четвертый «Движение – жизнь»
2. В витрине находятся скелеты разнообразных позвоночных животных. Ученица 8 класса Юля получила задание составить список животных из витрины, у которых есть общий признак – одинаковое количество позвонков в шейном отделе скелета. Юля очень волновалась и многое перепутала, поэтому в ее записях оказались неточности. Изучите витрину и отметьте, какой из составленных Юлей списков можно будет сдать учителю, чтобы получить хорошую отметку?
2. В витрине находятся скелеты разнообразных позвоночных животных. Ученица 8 класса Юля получила задание составить список животных из витрины, у которых есть общий признак – одинаковое количество позвонков в шейном отделе скелета. Юля очень волновалась и многое перепутала, поэтому в ее записях оказались неточности. Изучите витрину и отметьте, какой из составленных Юлей списков можно будет сдать учителю, чтобы получить хорошую отметку?
- А) Собака, кошка, курица, человек, морская свинка, орангутан;
- Б) Гигантский муравьед, большая панда, благородный олень, кролик, суслик, кошка;
- В) Кошка, благородный олень, человек, летучая мышь, гигантский муравьед, морская свинка;
- Г) Кролик, морская свинка, собака, карп, благородный олень, летучая мышь.
3. Для того чтобы уметь летать, нужно иметь не только крылья, но и мышцы, которые ими управляют. У птиц такие мышцы крепятся к костному выступу грудины – килю. Однако в витрине есть животное, умеющее летать и при этом обходящееся без киля. При этом его пальцы гораздо длиннее его туловища. Найдите это животное в витрине и напишите его название.
Признаки пятый, шестой и седьмой «Многообразие», «Дискретность и целостность», «Ритмичность»
4. Пищевые цепочки обычно начинаются с растений, которыми питаются растительноядные животные. Они, в свою очередь, оказываются съедены хищниками. А на мелкого хищника найдется охотник покрупнее. Завершают пищевые цепочки организмы, способные питаться мертвыми останками. Юля, ученица 8 класса, решила составить пищевую цепочку для диорамы «Лосиный остров», но увлеклась и включила в нее животных, которых нет в экспозиции. Какую из пищевых цепочек она составила правильно?
4. Пищевые цепочки обычно начинаются с растений, которыми питаются растительноядные животные. Они, в свою очередь, оказываются съедены хищниками. А на мелкого хищника найдется охотник покрупнее. Завершают пищевые цепочки организмы, способные питаться мертвыми останками. Юля, ученица 8 класса, решила составить пищевую цепочку для диорамы «Лосиный остров», но увлеклась и включила в нее животных, которых нет в экспозиции. Какую из пищевых цепочек она составила правильно?
- А) Вейник – лесная мышь – ласка – обыкновенная лисица;
- Б) Вейник – ласка – лесная мышь – полярная сова;
- В) Мухомор красный – европейский лось – ушастая сова – ворон;
- Г) Сосна обыкновенная – обыкновенная белка – серая неясыть – филин.
Признак восьмой «Размножение»
5. Наблюдая за растениями во флорариуме, ученица 8 класса Юля обнаружила там растение, которое поддерживает необходимый уровень влажности. Какое растение во флорариуме так заинтересовало Юлю? В чем его особенность?
5. Наблюдая за растениями во флорариуме, ученица 8 класса Юля обнаружила там растение, которое поддерживает необходимый уровень влажности. Какое растение во флорариуме так заинтересовало Юлю? В чем его особенность?
Признак девятый «Обмен веществ»
6. В растениеводстве часто используют метод прививки. Это пересадка части одного растения на другое. То растение, части которого пересаживают, называется «привой», а растение-основа называется «подвой». Рассмотрите нижний ряд витрины, найдите влажный препарат с прививкой и укажите, какое растение в данном случае является привоем, а какое — подвоем.
6. В растениеводстве часто используют метод прививки. Это пересадка части одного растения на другое. То растение, части которого пересаживают, называется «привой», а растение-основа называется «подвой». Рассмотрите нижний ряд витрины, найдите влажный препарат с прививкой и укажите, какое растение в данном случае является привоем, а какое — подвоем.
7. Организм живого существа состоит из разнообразных органов, помогающих ему в процессах жизнедеятельности. Органы, объединенные одной функцией, формируют систему органов. В витрине представлены разнообразные экспонаты органов и систем органов живых существ. Изучите экспозицию витрины и напишите, какой из имеющихся в витрине экспонатов демонстрирует одно из заболеваний сердечно-сосудистой системы человека.
Признак десятый «Наследственность и изменчивость»
(витрина с муляжами растений)
8. Одним из самых известных культурных растений является картофель. Это растение бывает уязвимо перед инфекциями и температурой. Однако ученым-селекционерам удалось вывести несколько устойчивых сортов и видов картофеля. Найдите в витрине два таких примера и напишите их названия.
(витрина с муляжами растений)
8. Одним из самых известных культурных растений является картофель. Это растение бывает уязвимо перед инфекциями и температурой. Однако ученым-селекционерам удалось вывести несколько устойчивых сортов и видов картофеля. Найдите в витрине два таких примера и напишите их названия.
Признак одиннадцатый «Химия жизни»
9. Горные породы, образующие рельеф нашей планеты, могут иметь различное происхождение. Наряду с различными минералами в их состав могут входить и остатки живых организмов, в которых ткани живого организма замещены минералами. Как называются такие остатки и какие из них можно увидеть в нашей витрине?
9. Горные породы, образующие рельеф нашей планеты, могут иметь различное происхождение. Наряду с различными минералами в их состав могут входить и остатки живых организмов, в которых ткани живого организма замещены минералами. Как называются такие остатки и какие из них можно увидеть в нашей витрине?
Признак двенадцатый «Рост и развитие»
10. Процесс развития связан с ростом организма, который происходит путем размножения клеток органов и тканей. Однако бывают случаи, когда процесс роста так или иначе нарушается, что часто влияет и на дальнейшее развитие организма. Бывают и такие случаи, когда два организма срастаются в один, но часто нежизнеспособный. Изучите представленных в витрине животных с аномалиями развития и напишите, у каких животных произошла следующая аномалия – соединение двух детенышей в области грудной клетки.
10. Процесс развития связан с ростом организма, который происходит путем размножения клеток органов и тканей. Однако бывают случаи, когда процесс роста так или иначе нарушается, что часто влияет и на дальнейшее развитие организма. Бывают и такие случаи, когда два организма срастаются в один, но часто нежизнеспособный. Изучите представленных в витрине животных с аномалиями развития и напишите, у каких животных произошла следующая аномалия – соединение двух детенышей в области грудной клетки.
Желаем удачи!