1. Перед вами стихотворение чешского поэта, драматурга, переводчика Ярослава Врхлицкого (1853 – 1912).
Еще одну минутку! Так просят дети,
Предчувствуя конец игры любимой.
Но времени - увы! - ничто на свете
Не остановит бег неудержимый.
Еще минутку! молят два влюбленных,
Когда они, друг другу сжавши руки,
Наплакавшись при свете звезд бессонных,
Почувствуют, что близок час разлуки.
Еще минутку! все мы умоляем,
Когда, уж пережив любовь и ласку,
Мы дни свои последние считаем,
Всего, всего предчувствуя развязку.
Но что же дать нам может та минута,
Когда мы все клянем свой рок злосчастный?
Ах! наше сердце верит почему-то:
Она была бы - самою прекрасной!
1896 г. (перевод Н. Новича, 1896 г.)
В галерее представлен этюд — подготовительный набросок к портрету чешского поэта Я. Врхлицкого. Найдите эту работу, напишите Ф.И.О. автора и год создания картины.
2. Луна всегда притягивала внимание творческих людей: поэтов, музыкантов, художников. Она считается символом любви, лирических настроений, таинственности. С точки зрения науки луна — ближайшее небесное тело к нашей планете. Изменения очертаний освещенной Солнцем части поверхности Луны на небе получили название лунных фаз.
 

Найдите в галерее 4 картины, на которых есть изображение луны. Запишите фамилии авторов и названия картин. Для одной из них на ваш выбор укажите, в какой фазе запечатлел луну художник.
3. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 г.) — самая известная картина художника М.И. Авилова. На полотне изображен бой русского монаха-воина Пересвета с печенежским воином Челубеем, который, согласно литературному произведению XV века — «Сказанию о Мамаевом побоище» — предшествовал Куликовской битве, причем оба участника пали в схватке.
 

Сравните представленную в задании репродукцию и картину с тем же сюжетом в зале галереи. В ответе запишите фамилию автора картины и минимум 3 отличия.
4. Выберите верные утверждения и запишите в ответе названия картин, для которых утверждения верны.
5. Художник А.А. Рылов написал эту картину, воссоздав образ яркого весеннего дня во всем буйстве и многообразии пышной зелени. Когда полотно было окончено, друг художника, живописец К.Ф. Богаевский, лишь взглянув на работу, продекламировал строки из стихотворения Н.А. Некрасова: «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, Весенний Шум». Так с легкой руки товарища картина получила это название. В зале галереи представлен одноименный этюд к этой картине. Запишите, как называется работа, о которой идет речь. В витрине среди открыток вы можете увидеть ее репродукцию. Укажите, где сейчас находится законченный вариант этой работы.
6. Изучите представленную в зале галереи биографию художника В.К. Бялыницкого-Бируля и расположите в хронологическом порядке события из его жизни. Рассмотрите картины этого художника. Запишите, какие времена года изображены на них.
7. Этот жанр окончательно сформировался как самостоятельный жанр живописи в творчестве голландских и фламандских художников в XVII веке. Главными объектами произведений данного жанра являются обычные вещи, неодушевленные предметы, которые окружают человека (посуда, сорванные цветы, овощи, фрукты). Запишите в ответе, как называется описываемый жанр. Также запишите в качестве примера две картины из зала галереи и фамилии авторов произведений.
8. Найдите картину по описанию: Морской пейзаж с береговой линией, на которую накатываются небольшие волны бирюзового цвета с белыми гребешками пены. Линия горизонта ниже середины этюда делит его пространство на две части. В середине изображенного неба низко над линией горизонта над морем ярко-желтое солнце, придающее почти всей поверхности неба желтый цвет. Лишь наверху небо сине-серое. Световая желтая дорожка от солнца идет на зрителя от линии горизонта по поверхности моря. В правой части на линии горизонта обозначены едва заметные очертания корабля. Ближе к переднему плану слева внизу над морем изображены две белые летящие чайки.
Запишите фамилию автора и название описываемой работы.
9. В конце XIX – начале XX веков на Тверской улице, д.17, в Москве, располагалась кафе-пекарня «Филипповъ», которая была очень популярна в то время. Найдите картину с изображением этой пекарни и запишите фамилию и имя художника, который ее написал. Также в двух-трех словах опишите атмосферу кафе, которую хотел передать автор в этой картине.
10. Техника живописи — это особенности применения художественных материалов и связанные с этим визуальные и оптические эффекты. Существуют как традиционные техники: использование акварели, масла, пастели, карандаша, темперы, сангины, — так и авторские: смешанные техники, придуманные художниками в процессе работы. Найдите в галерее представленные ниже картины и соотнесите название произведений и технику, в которой они выполнены.
1. Серебрякова З.Е. «Крымский пейзаж»;
2. Гауш А.Ф. «Натюрморт с белой вазой»;
3. Ендогуров И.И. «Начало весны»;
4. Маковский А.В. «Сельская церковь»;
5. Кустодиев Б.М. «Зима»;
6. Келин П.И. «Белая дача».
А. Масло;
Б. Акварель;
В. Темпера;
Г. Гуашь;
Д. Пастель;
Е. Карандаш.
Желаем удачи!