1. Пройдите в экспозицию западноевропейского искусства. Ниже приведено описание картины, в котором пропущено словосочетание, которое говорит не только о главном герое картины, но также является названием картины, о которой идет речь. Найдите картину по описанию, а в ответ запишите ее название.
Сборище безответственных зевак, пришедших совсем не за лечением, но за праздной забавой. В центральной части картины изображена женщина, столь увлеченная зрелищем, что не чувствует, как мальчишка крадет из ее корзины виноград. В западноевропейской культуре раннего Нового времени, _________ ___________ был олицетворением плутовства. Сравни старинную поговорку: «Лгать, как ______ __________». Виноград же, довольно редкий на севере, — воспринимался голландцами символически, прежде всего, — как христианский образ. Итак, данная фигура олицетворяет слепоту человечества, привлекаемого праздной суетой, грошовыми соблазнами — и незаметно утрачивающего духовные ценности.
2. Найдите портрет, на котором изображен Эжен Морис де Савой-Кариньян, с 1656 года граф де Суассон. Прочтите описание портрета, а в ответ запишите пропущенные слова.
Портрет интересен жизненным обаянием и многогранностью образа, в котором доблесть воина неотделима от изысканности придворного. Эжен Морис де Савой-Кариньян одет в безрукавный кафтан-жюстокор желтой замши. Из-под кирасы (лат) видны пышные, белые с золотом, кружевные _ _ _ _ _ _ рубашки. На его правом плече — красный _ _ _ _, на голове — круглая черная _ _ _ _ _ с красным плюмажем (перьевой опушкой),
а на руках — _ _ _ _ _ _ _ _ с крагами, обшитыми золотой бахромой. Скорее всего, это ранний вариант французской военной формы для высших чинов.
3. В последнем зале западноевропейского искусства есть предмет мебели. Он выполнен в мастерской французского мастера-мебельщика, скульптора и литейщика-чеканщика. Этот предмет мебели разнообразно украшен: например, фанеровкой (это процесс облицовки деревянной мебели шпоном, тонкой фанерой ценных пород древесины) и деталями из бронзы. Также его украшает мозаика в технике ________, при которой на основу накладывается плоскостной узор из разных ценных пород дерева, разных оттенков, создается целая композиция. В ответ запишите два слова: что это за предмет мебели и название техники мозаики.
4. Далее вам предлагается перейти в залы русского искусства XVII‒XIX вв. на 1-м этаже музея. Наверняка вы знаете, как выглядит георгиевская ленточка. Ее носят на груди 9 мая в память о героях Великой Отечественной войны. А появилась она вместе с орденом Святого Георгия во время русско-турецкой войны 1768‒1774 годов. Этим орденом поощрялись верность, храбрость и благоразумие во благо Российской империи, проявленные в мужественных поступках или мудрых советах. Найдите в первом портретном зале портрет правителя, изображенного с Георгиевской лентой. Напишите кто это.
5. В экспозиции Каминного зала представлена работа А.П. Боголюбова. Алексей Боголюбов — художник-маринист, создатель живописной истории русского флота. Окончив Морской кадетский корпус, он поступил на службу во флот. Продолжительные заграничные плавания дали будущему художнику богатый визуальный материал. Он получал художественное образование под руководством Максима Воробьева и Богдана Виллевальде. Через три года окончил Академию с большой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Боголюбов был инициатором учреждения парижского Общества взаимного вспомоществования русским художникам. Кроме этого, основал первый в среднерусской провинции художественный музей в Саратове, названный в честь его деда по матери, Александра Радищева. На своей картине он изображает порт — северные морские ворота Франции. В ответе запишите название порта.
6. Иван Константинович Айвазовский — основатель оригинальной традиции русского пейзажа, вдохновленной природой прибрежного Крыма. Основу манеры художника составил импровизационный метод. «Прилив», как и многие картины И.К. Айвазовского, был написан по памяти: на основе мотива, найденного во время утренней прогулки по берегу моря; всего за несколько часов: после обеда и до практически мгновенного южного заката. Изучите картину, а в частности корабль. В ответе запишите, флаг какой страны изображен на корабле.
А) Флаг Франции; Б) Флаг России; В) Флаг Италии; Г) Флаг Румынии.
7. В следующем зале представлены картины художников — членов Товарищества Передвижных художественных выставок, в том числе Владимира Маковского, который в своем творчестве уделял внимание людям, их социальному статусу, профессии и эмоциональному состоянию. Правильно заполнив горизонтальные строчки кроссворда, в черной вертикальной рамочке вы увидите профессию одного из главных героев одной из его работ, представленных в зале. Запишите ее в графу для ответа.

8. Далее перейдите в зал, где представлены картины жанра пейзаж. Соотнесите фрагменты картин и названия произведений.
1) 2) 3) 4)
9. В последнем зале русского искусства есть картина на историческую тему. Автор, работая над историческими сюжетами, тщательно изучал все особенности. Некоторые детали кажутся необычными. Например, кот в государственном учреждении. Но он здесь тоже «на службе» — ловит грызунов. Или документ с отпечатанной на нем ладонью. Иногда действительно вместо подписи могли оставить отпечаток, но скорее одного пальца, а не всей ладони. По описанию найдите картину в зале, в ответ запишите фамилию художника, название произведения и год создания.
10. В этом же зале на первом этаже музея вы найдете картину В.М. Васнецова, изображающую витязя. Сам художник в письме к товарищу назвал картину иначе, чем ее принято называть сейчас. Выбора одной из трех дорог нет; показана драматичная ситуация порубежья: богатырь оказался на краю чуждого, неведомого, гибельного «дикого поля» и должен сейчас этот рубеж преодолеть. Прочтите письмо В.М. Васнецова к П.П. Чистякову и найдите, как сам художник называл свой сюжет. В ответ запишите авторское название, а также название с подписи к картине в музее.
П.П. Чистякову.
Москва, 25 апреля 1882 г.
Дорогой Павел Петрович!
Благодарю Вас, что Вы доставили мне удовольствие услужить Вам. Поручение Ваше мне не стоило решительно никаких хлопот.
Анатолий Иванович Мамонтов согласился с удовольствием, и картина Ваша уже на выставке. Гораздо труднее оказалось: вовремя ответить Вам, и я, как видите, ответом запоздал, за что и прошу великодушно простить меня.
Работа на выставке кипит, и М. П. Боткин работает до изнеможения, и действительно: распределить такую массу картин — дело не шуточное: и соображения, и труда нужно немало.
Из моих картин будут: «Витязь в раздумии перед прямой дорогой» (исправленный и увеличенный), «Аленушка» (тоже немного исправленная) и «Акробаты».
Хорошо бы поставить мою теперешнюю картину, да не окончена — торопиться не стану. Картина моя: Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого? Фигуры почти в натуру — удачнее других кажется мне Илья. Хотелось бы Вам показать начало — исполнять такую картину — ох, дело не легкое! Хотелось бы делать дело добросовестно, а удастся ли? <...> Я не видел Вашего портрета матери Вашей, а многие видевшие его очень хвалят — хорошо бы было его увидеть на выставке.
Многое бы поговорить с Вами надо, да голова теперь не в порядке, готовлюсь к выставке и к выезду на дачу. <...>
Поленов приехал из Палестины и Египта и вывез массу этюдов, есть между ними прекрасные вещи, особенно, между палестинскими. Дай бог ему успеха!
Желаем удачи!