
Музей Хлеба
Московская область, г.о. Серпухов, ул. Калужская, 9
Вопросы очного тура
вопросы категории 1-2 класс
1. Хлебные злаки были известны людям с доисторических времен. Сначала их употребляли в «жидком виде», сильно разваривая в кашу. Потом появилась первая лепешка уже из перемолотых в муку зерен. Найдите на стендах музея копии старинных фресок, на которых запечатлен процесс выпечки хлеба. В какой стране, считающейся родиной хлеба, это происходит?
2. Чтобы сделать хлеб, нужно сначала вырастить хлебные злаки, потом обмолоть их и сделать муку. На стенде музея представлены четыре злака, как они растут в природе. Рассмотрите, как они выглядят. Про какой из них можно загадать такую загадку: «Висят сережки на длинной ножке»? Запишите название этого злака.
3. Найдите в экспозиции музея приспособления для просеивания муки: сито и решето. Мука была разная — ситная и решетная. Какая мука мельче?
4. Чтобы посеять зерно, сначала нужно распахать поле. Процесс пахоты был очень трудным. Пахали инструментом, который назывался плугом. Найдите в музее рисунок, на котором изображен процесс пахоты. Какое четвероногое животное изображено на этой картине?
5. В музее есть старинное орудие, в котором толкли (измельчали) зерно, чтобы получить муку в домашних условиях. Оно называется «ступа» и наверняка известно вам благодаря одной сказочной героине — Бабе-Яге. Из какого материала сделан этот предмет?
- А) Из металла;
- Б) Из камня;
- В) Из дерева;
- Г) Из теста.
6. Раньше крестьяне выпекали хлеб в русской печи. Хлеб выпекался при медленно убывающей температуре без доступа воздуха. В музее есть макет русской печи. Рассмотрите его. Чем закрывали печь, чтобы туда не поступал воздух?
- А) Заслонкой;
- Б) Дверью;
- В) Камнем;
- Г) Воротами.
7. Хлеб — не только основа нашего стола. Он также символ благополучия и даже жизни. Поэтому хлеб использовался в различных обрядах. Найдите стенд с обрядовой выпечкой. Там представлены 3 вида выпечки. Выберите вариант, в котором перечислены изделия, представленные в витрине:
- А) Крендель, козули, ватрушка;
- Б) Жаворонки, козули, ватрушка;
- В) Пряник, ватрушка, крендель;
- Г) Ватрушка, булка, калач.
8. Чтобы хлебобулочные изделия лучше сохранялись и их удобно было покупать и нести домой, в XIX веке их начали упаковывать в бумажные пакеты. В музее в буфете есть бумажный пакет. Прочитайте, магазинам какого купца он принадлежит. Выберите правильную фамилию из списка:
- А) Абрикосов;
- Б) Щербаков;
- В) Иванов;
- Г) Степанов.
9. В музее есть раздел, который посвящен Великой Отечественной войне. На витрине под плакатом «Хлеб нужен фронту, как оружие!» много разных экспонатов, посвященных войне. Один из экспонатов пробит пулей или осколком насквозь. Запишите, что это за предмет и для чего он использовался солдатами.
10. Чаще всего хлебобулочные и кондитерские изделия подают к чаю. В музее накрыт стол для чаепития. Во главе стола, конечно, стоит самовар, на самоваре надета связка популярных хлебобулочных изделий. Что это за изделия?
- А) Крендели;
- Б) Сушки (баранки);
- В) Сухари;
- Г) Печенье.
Желаем удачи!