
Музей Хлеба
Московская область, г.о. Серпухов, ул. Калужская, 9
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
1. Процесс изготовления муки вручную был очень трудоемким. Зерно засыпали в «жернова» и, вращая их, перемалывали в муку. Это старинное орудие для перемалывания зерна в муку представлено среди экспонатов нашего Музея хлеба. Из каких материалов сделаны жернова в музее?
2. На стенде музея есть рассказ о том, как проходила обрядовая выпечка хлеба в Великий четверг перед Пасхой. Считалось, что после правильно проведенной выпечки хлеб не будет переводиться в закромах в течение всего года. Как нужно было себя вести, чтобы не нарушить обычай?
- А) Громко смеяться;
- Б) Шуметь, браниться;
- В) Вести себя тихо;
- Г) Плясать, петь.
3. Рожь считалась в нашей стране на протяжении длительного периода главной зерновой культурой. А вот пшеница для крестьян северных и центральных районов России была праздничным хлебом. В разделе «Земледелие» одного из стендов музея написана поговорка, отражающая роль этих злаков в жизни крестьян. Продолжите эту пословицу: «Рожь кормит всех, а пшеница — …».
4. В экспозиции музея представлены различные орудия труда, которые применялись и для земледелия, и для переработки зерна. Для обмолота зерна служило орудие, состоящее из тяжелого, весом до 2 кг, била и деревянной рукояти, соединенных между собой кожаным ремнем. Найдите по описанию экспонат и выберите, как называлось это орудие труда:
- А) Жернова;
- Б) Цеп;
- В) Серп;
- Г) Плуг.
5. От посева хлеба до сбора урожая хлеборобы трудились от зари до зари. Но часто успех не зависел от человека. Случались засухи, наводнения, на посев нападали вредители. Чтобы обезопасить свой урожай, люди молились. В зале музея представлена икона, которая называется «Спорительница хлебов». Она была создана, когда случились неблагоприятные погодные условия и хлеборобы обратились за помощью к Богу. Кто изображен на этой иконе?
- А) Иисус Христос;
- Б) Божья Матерь;
- В) Семь Апостолов;
- Г) Ангелы.
6. Хлеб широко использовался в разных обрядах. На стендах музея представлены различные изделия из теста, которые пекли к праздникам. Например, пряники в виде животных — «козули», которые готовили на Рождество. Прочитайте подписи к обрядовым хлебобулочным изделиям и выпишите, кого традиционно одаривали козулями.
7. Калач был излюбленном лакомством богатых россиян вплоть до XX (20-го) века. У калача была сложная технология производства, тесто на калачи долго терли и мяли руками на льду. Считалось, что калачное тесто может не черстветь долгое время. Но одно свойство калача, которое указано на стенде музея, было показателем высокого качества этого хлеба. Выберите, какое это свойство.
- А) Мягкость;
- Б) Скважистость;
- В) Белизна;
- Г) Сладость.
8. В музее есть раздел, который посвящен Великой Отечественной войне. На витрине под плакатом «Хлеб нужен фронту, как оружие!» много разных экспонатов, посвященных войне. Один из экспонатов пробит пулей или осколком насквозь. Запишите, что это за предмет и для чего он использовался солдатами.
9. В XIX (19-м) веке в России кондитерские изделия из теста стали упаковывать в красивые металлические коробочки. В зале музея есть экспонаты — упаковки от разных производителей. Найдите упаковку, на которой изображена уборка хлеба в поле. Запишите фамилию кондитера, которая написана на этой коробочке.
10. С появлением в России кондитерской промышленности начинает развиваться реклама и маркетинг. Выпускаются красочные плакаты, рекламирующие кондитерские изделия. В экспозиции музея представлен плакат, который рекламирует печенье фабрики «Эйнемъ». По одну сторону плаката нарисована сама фабрика «Эйнемъ», а что художник изобразил с противоположной стороны?
- А) Большой театр;
- Б) Ярославский вокзал;
- В) Московский Кремль;
- Г) Колокольню Ивана Великого.
Желаем удачи!