1. До XVIII века хлеб пекли из цельной муки. Позже муку стали разделять на фракции при помощи пеклевального устройства, способного давать три фракции — мелкую, среднюю и грубую вместе с отрубями. Сорт муки указывает на степень размола зерна. Пшеничная мука, в зависимости от степени очистки, подразделяется на 5 сортов. Самая крупная мука называется крупчаткой. Найдите в экспозиции музея и запишите процентный выход при помоле пшеницы в крупчатку.
2. В экспозиции музея представлены различные орудия труда, которые применялись и для земледелия, и для переработки зерна. Для обмолота зерна служило орудие, состоящее из тяжелого, весом до 2 кг, била и деревянной рукояти, соединенных между собой кожаным ремнем. Найдите по описанию экспонат и выберите, как называлось это орудие труда:
3. Время жатвы, уборки урожая, было самым страдным (трудным), потому что нужно было успеть все сделать за короткий промежуток времени. Очень важно было начать жатву, когда зерно полностью созрело, но не начало осыпаться. Сколько времени, по мнению крестьян, перед жатвой рожь «поклоны бьет»? Найдите эту информацию на стендах в музее и запишите ее.
4. В XVI веке на Руси мастера хлебного дела подразделялись на: хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников, блинников, крендельщиков и пряничников. В 1638 году, согласно переписи, в Москве было 2367 ремесленников. Сколько из них были хлебными пекарями? Найдите эту информацию на стендах в музее и запишите ее.
5. Перед тем, как сеять хлебные злаки, крестьяне пахали и боронили поле дважды в году — весной перед посевом и поздним летом после жатвы. В экспозиции музея есть репродукция картины «Земля». Запишите имя и фамилию автора этой картины.
6. Найдите в экспозиции музея приспособления для просеивания муки: сито и решето. Мука была разная — ситная и решетная. И хлеб соответственно. Изучите информацию на стендах и ответьте, на чем замешивали хлеб из ситной муки.
7. Хлебу придавали и до настоящего времени придают огромное символическое духовное и богослужебное значение. Найдите в экспозиции музея хлебное изделие, которое используется на Божественной литургии, оно называется «просфора». Прочитайте информацию на стенде. Для одного из слов в тексте в скобках дан его перевод с греческого языка. Выпишите само слово и перевод.
8. В XIX веке в России кондитерские изделия из теста стали упаковывать в красивые металлические коробочки. В зале музея есть экспонаты — упаковки от разных производителей. Найдите упаковку, на которой изображена уборка хлеба в поле. Какая фамилия кондитера написана на этой коробочке?
9. С XVI века в Москве работали большие пекарни, которые назывались «хлебные избы», а в Кремле был построен «Государев хлебный дворец», где 70 пекарей выпекали хлеб для царской семьи и челяди. Как назывались придворные пекари?
10. Музей расположен в здании, с которым тесно связана история предприятия «Серпуховхлеб». Здесь в 1929 году на месте бывшей пекарни Попова начал работать хлебозавод. Сегодня он носит название «Серпуховхлеб». Большую роль в развитии производства в 1930-е гг. сыграл директор завода, фотография которого, сделанная в 1942 году, представлена на информационных стендах в музее. Запишите его фамилию, имя и отчество.
Желаем удачи!