
Музей БИОТЕХ
г. Москва, Проспект Мира, 119 стр.30 - ВДНХ Павильон №30 Хлопок
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Для выделения эфирных масел используются различные физико-химические методы, которые описаны в соответствующем разделе на экране экспоната «Эфиромасличные культуры». Изучите эту информацию и физическую лабораторную конструкцию для перегонки на том же экспонате. Для каких двух методов выделения эфирных масел может быть использована вся конструкция?
2. Одним из ключевых открытий XX века в биотехнологии является открытие пенициллина, которое привело впоследствии к разработке целого ряда антибиотиков. Это открытие сделал в 1929 году Александр Флеминг. Найдите на экспонате «Исторический тайм-лайн. ДНК-Биотехнологий» и запишите имя, отчество и фамилию российского ученого, чье имя неразрывно связано с созданием первого отечественного пенициллина, становлением науки об антибиотиках и их широким применением в нашей стране.
3. XX век стал периодом расцвета биотехнологической науки и отраслей. Изучите информацию в экранах на экспонате «Исторический тайм-лайн. ДНК-Биотехнологий» и найдите династию ученых, которые внесли весомый вклад в развитие биотехнологий XX века. Запишите фамилию этой династии, а также укажите имя и отчество каждого из ученых, представителей династии, и темы их исследований.
4. Биотехнологии предлагают новые способы создания привычных нам продуктов. Вкусовые и питательные качества такой продукции не хуже, а иногда и лучше, чем у произведенной привычными для нас методами. Существует возможность сделать пищу более персонализированной, подходящей для людей с особыми потребностями в питании. Изучите информацию экспоната «Микробиология в пищевой промышленности и новые продукты питания» и экрана над ним. Рассмотрите фотографию к вопросу.
Утверждения:
Утверждения:
- 1) У сладких белков нулевой гликемический индекс, в их составе нет глюкозы, это не приведет к изменению количества глюкозы в крови человека при употреблении сладостей со сладкими белками вместо сахара.
- 2) Искусственное молоко, произведенное модифицированными микроорганизмами, идентичное по составу обычному молоку, подойдет людям с непереносимостью лактозы, сахарным диабетом и другими заболеваниями.
- 3) Растительное мясо получается за счет выращивания клеточных линий животных в лабораторных условиях без участия самого животного.
5. Создание вакцин является одним из важнейших направлений современной медицинской биотехнологии. Особое внимание исследователей уделяется разработке детских вакцин, чтобы мы еще в юном возрасте могли получить иммунитет к ряду болезней. Изучите экспонат «Медицинская биотехнология» и выберите, какой из трех подходов к созданию вакцин чаще применяется для создания детских вакцин.
- 1) Субъединичные;
- 2) Цельновирионные;
- 3) Векторные.
6. Если вытянуть в одну линию все ДНК, которые заключены в одной клетке человека, то получится нить длиной около 2 метров. Удивительно, но такие большие структуры помещаются в относительно маленьких клетках нашего тела за счет плотной многоэтапной упаковки молекул. Изучите экспонат «Генетическая информация или код жизни» и этапы компактизации ДНК внутри прозрачной колбы.
- А) Хромосома;
- Б) Белки-гистоны;
- В) ДНК;
- Г) Ген.
7. Процесс создания РНК на основе ДНК называется транскрипцией и является одним из ключевых процессов жизнедеятельности большинства живых организмов. Транскрипция подчиняется строгим правилам комплементарности для того, чтобы информация с ДНК правильно была перенесена на РНК. Изучите информацию экспоната «Генетическая информация или код жизни». Переведите фрагмент ДНК AATCG в последовательность РНК по принципу комплементарности. Запишите последовательность.
8. В большинстве случаев трехцветный окрас имеют именно кошки, а появление трехцветного кота — это большая редкость. Изучите экспонат «Клонирование» и выберите случай, при котором у кота может быть трехцветный окрас.
- А. Дополнительная Y-хромосома;
- Б. Дополнительная X-хромосома;
- В. Дополнительная пара хромосом.
9. Не все пластики одинаково вредны и не все биопластики одинаково полезны. Ознакомьтесь с интерактивной инсталляцией «Биоразлагаемость — жизненный цикл пластика». Выясните, из чего сделаны и как утилизируются различные типы пластиков. Проанализируйте пластиковые предметы в анализаторе. Сопоставьте из таблицы ниже предметы (цифры) и их особенности утилизации (буквы). Ответ запишите в виде пар «цифра и буква».
10.
Ферменты — это белки или белковые комплексы, являющиеся биокатализаторами и ускоряющие реакции в живых организмах. Большинство процессов в клетке не обходится без ферментов, в том числе и процессы хемилюминесценции. Посетите комнату со светящимися в темноте растениями. Запишите название ключевого фермента, участвующего в метаболизме хемилюминесценции светящихся петуний.

Желаем удачи!