
Музей БИОТЕХ
г. Москва, Проспект Мира, 119 стр.30 - ВДНХ Павильон №30 Хлопок
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1.
Эфиромасличные культуры люди используют в своем обиходе очень давно. Еще со времен Древнего Египта и Греции. Их добавляют в пищу, лекарства, косметические средства и средства личной гигиены. Ознакомьтесь с информацией на экране «Эфиромасличные культуры» рядом с сувенирной лавкой. Запишите названия минимум трех растений, которые используются в выпечке.

2.
Найдите кубик Рубика в части экспозиции «Биоэкономика: технологический уклад, меняющий мир». Рассмотрите все грани и определите ту, которая изображена на иллюстрации к заданию. Сопоставьте пропуски с вариантами ответа в задании. Запишите верные сочетания «цифра-буква».

![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) ДНК; | Б) Капля; | В) Вирус; | Г) Растение в пробирке. |
3. Найдите в музее экспонат «Биотехнологическое разнообразие». Биореактор — это сердце всех биотехнологических процессов, где живые организмы могут использоваться и в качестве сырья. Ознакомьтесь с информацией на боковых экранах вокруг биореактора. Выберите из вариантов ответов 5 групп живых организмов, которые описаны и могут являться сырьем. Запишите соответствующие им буквы.
Группы живых организмов:
Группы живых организмов:
- А – бактерии;
- Б – птицы;
- В – земноводные;
- Г – млекопитающие;
- Д – вирусы;
- Е – растения;
- Ж – ракообразные.
4. Животный и растительный миры помогают нам получать множество полезных продуктов – лекарства и вакцины, белки, каучук, топливо, новые материалы и др. Чтобы узнать, какие живые организмы могут служить сырьем для полезных продуктов, найдите слова, зашифрованные в таблице. В каждой строчке спрятано название одного из представителей животного или растительного мира. Найдите все 5 наименований и запишите их.
Для решения задания используйте экран «От биоразнообразия к разнообразию технологий» на центральном ферментере и экран «Биотехнологическое разнообразие» на стене справа от него.
Для решения задания используйте экран «От биоразнообразия к разнообразию технологий» на центральном ферментере и экран «Биотехнологическое разнообразие» на стене справа от него.
5. Создание экологически чистых и долговечных материалов является одной из насущных задач для биотехнологов. Найдите в музее экспонат «Биоматериалы» и изучите информацию. Выберите из приведенных утверждений три верных, касающихся биоматериалов. Запишите их номера.
- 1) Растительная кожа более практична в эксплуатации и дешевле в производстве;
- 2) Пух ваточника теплее шерсти, но добывать его гораздо сложнее и дольше;
- 3) Бактерии в биобетоне относятся к опасному для человека виду;
- 4) Искусственный шелк можно делать из древесины;
- 5) Пластик из сои по прочности сопоставим с полиэтиленом и политетрафторэтиленом;
- 6) Растительную кожу делают из некоторых видов водорослей.
6. На нашей планете большое количество отходов. Скопление мусора в океанах и на суше позволило развиться новым видам бактерий, которые способны его поедать. Пройдите игру на экспонате «Бактерии на страже экологии» и запишите по одному примеру предмета или субстанции, которые смогут переработать следующие бактерии:
- 1) Идионеллы;
- 2) Псевдомонады;
- 3) Клостридии;
- 4) Флавобактерии;
- 5) Педиококки.
7. Традиционные методы промышленности расходуют ресурсы планеты, загрязняют окружающую среду и имеют ряд недостатков, к примеру, недолговечность. Применение биотехнологий в строительстве увеличивает длительность срока использования строительных материалов. Изучите экспонат, посвященный новым биоматериалам. Запишите:
- 1) О каком материале речь?
- 2) Какие условия требуются для активации свойства «заживление» у этого материала?
8. Генетика позволяет получать новые или улучшать существующие породы животных. Животных клонируют по разным причинам: с целью помощи на службе человеку или из чувства любви к питомцу. Найдите в музее экспонат «Генная инженерия» и изучите его, используя штрих-коды под силуэтами. Какое животное чаще всего клонируют для нужд фермы?
9. Привычные для нас пластиковые предметы (тюбик зубной пасты, пластиковый стаканчик или бутылка) могут быть произведены разными способами. От способа производства зависит их срок разложения. Одни разлагаются за 5 лет, а другие – в течение 1000 лет. Найдите в музее экспонат «Жизненный цикл пластика». Поместите по очереди объекты из мусорного бака на полку анализатора. Проверьте сроки разложения этих предметов и выполните задание. Запишите в порядке уменьшения срока разложения следующие пластики:
- 1) биоразлагаемый пластик;
- 2) биоразлагаемый биопластик;
- 3) биоинертный пластик.
10.
Геном — это совокупность наследственного материала, заключенного в клетке организма. Ученые научились изменять геном в том числе и растений! Для того, чтобы увидеть результаты таких изменений и выполнить задание, зайдите в темную комнату с живыми растениями и прослушайте аудиогид.
Заполните пропуски в предложениях, используя информацию аудиогида. Пропущенные слова запишите через запятую.
Феномен биолюминесценции заключается в том, что растения способны ____________. Российская компания Planta создала декоративные светящиеся растения: ____________ и ____________.

Феномен биолюминесценции заключается в том, что растения способны ____________. Российская компания Planta создала декоративные светящиеся растения: ____________ и ____________.
Желаем удачи!