
Музей БИОТЕХ
г. Москва, Проспект Мира, 119 стр.30 - ВДНХ Павильон №30 Хлопок
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
1. Найдите в основном зале Музея БИОТЕХ большую модель ДНК со встроенными экранами «Исторический тайм-лайн. ДНК-Биотехнологий». Изучите информацию на экранах. Запишите, как звали двух ученых, которые в 1953 году описали структуру ДНК.
2. В настоящее время биотехнологи используют самые разные живые системы для создания разнообразных продуктов, окружающих нас. Изучите экспонат «Биотехнологическое разнообразие». Соотнесите живую систему из списка с продуктом, который биотехнологи получают из этой живой системы. Запишите в ответ пары «буква и цифра».
Живые системы: 1) Кукуруза; 2) Рапс; 3) Тутовый шелкопряд; 4) Плесневые грибы; 5) Пекарские дрожжи. |
Биотехнологические продукты: А) Хлеб; Б) Антибиотики; В) Материал для бронежилетов; Г) Биотопливо; Д) Биоразлагаемая упаковка. |
3. Микробиологические технологии уходят корнями в глубокую древность. Изучите информацию на экране справа от ферментера — центрального объекта экспоната «Биотехнологическое разнообразие». Запишите названия как минимум двух продуктов, которые производили еще тысячи лет назад с помощью микроорганизмов.
4. Сити-фермерство — перспективное направление в сельском хозяйстве, когда продукты (овощи, ягоды, зелень) выращиваются в городе, а не за его пределами. Изучите информацию из видео на одноименном экспонате и выберите три верных утверждения про сити-фермерство из списка ниже. Запишите цифры верных утверждений.
- 1) Внедрение сити-фермерства помогает сократить расходы на транспортировку растительной пищи;
- 2) Можно подобрать оптимальный режим освещения, чтобы выращивать растения эффективнее;
- 3) Сити-ферма не зависит от погодных условий и времени года;
- 4) На сити-ферме можно выращивать только лекарственные растения;
- 5) Урожай, выращенный на сити-ферме, хуже по вкусовым качествам;
- 6) Сити-фермы могут быть установлены только в теплицах.
5. Не все пластики одинаково вредны и не все биопластики одинаково полезны. Найдите в музее экспонат «Биоматериалы», рассказывающий, из чего сделаны и как утилизируются различные типы пластиков. Изучите информацию о пластиках и напишите названия видов пластиков, соответствующих маркировкам, приведенным на картинках к вопросу.
6. На протяжении нескольких десятилетий продолжается изучение генома человека. Эти исследования позволили выявить целый ряд закономерностей, которым подчиняются генетические процессы. Изучите информацию экспоната «Генетическая информация или код жизни» и запишите 5 аминокислот, закодированных во фрагменте генетического кода:
GCG UUC GAA AGA GCA
GCG UUC GAA AGA GCA
7. Область применения биотехнологий в медицине обширна. Создание вакцин, новых более эффективных лекарственных препаратов, генетическое тестирование — небольшая часть, показанная в экспозиции музея. Найдите экспонат «Медицинская биотехнология» и изучите информацию о вакцинах. Выберите из вариантов ответов 5 названий, которые не являются типами вакцин, и запишите их.
- 1) Субъединичные;
- 2) Пастеризованные;
- 3) Моноклональные;
- 4) Векторные;
- 5) Цельновирулентные;
- 6) Цельновирионные;
- 7) Трансфекционные;
- 8) Гексагональные.
8. Биопротеин (гаприн, паприн и т.д.) является продуктом жизнедеятельности бактерий, питающихся отходами газовых производств. Технология использования метанотрофных бактерий была разработана еще в СССР. Изучите информацию на карте города экспоната «Биопротеин — белок из газа». Выберите из списка верное утверждение: для чего применяют гаприн?
- 1) Для пищевых добавок в продукты питания;
- 2) Для корма сельскохозяйственным животным;
- 3) Для создания лекарств для животных;
- 4) Для удобрения сельскохозяйственных полей.
9. На сегодняшний день существует множество методов биоремедиации — процесса восстановления экосистем при помощи бактерий. В ходе жизнедеятельности они перерабатывают загрязняющие почву, воду и воздух вещества, расщепляя их на безопасные элементы. Сыграйте в игру мультимедийной инсталляции «Биоремедиация — Бактерии на страже экологии». Запишите, какие микроорганизмы могут перерабатывать:
- 1) Пластики;
- 2) Лакокрасочные материалы;
- 3) Пищевые отходы;
- 4) Целлюлозу;
- 5) Нефтепродукты.
10.
В отдельной комнате экспозиции можно вживую увидеть удивительные светящиеся в темноте растения. Технология их создания — это уникальная разработка российских биохимиков, не имеющая аналогов в мире. Посетите комнату со светящимися растениями, прослушайте аудиогид. Выберите, из какого организма были взяты гены, благодаря которым эти растения светятся.

- 1) Водоросли;
- 2) Медуза;
- 3) Грибы;
- 4) Бактерии.
Желаем удачи!