
Из дальних странствий возвратясь
Москва, Батайский проезд, 47, кабинет 408
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1.
Найдите экспонат, изображенный на фотографии к вопросу. Это излившаяся магматическая горная порода, в которой больше 80% вулканического стекла и меньше 1% воды. Эта горная порода является продуктом быстрого застывания. Изделия из нее использовались индейцами майя в качестве хирургических инструментов, ведь скол обладает чрезвычайно острой режущей кромкой. Найдите на информационной табличке витрины № 5 эту горную породу. Запишите ее название.

2.
В феврале 2013 года население Челябинской области было встревожено небесным явлением. С неба упал огромный камень, не долетев до земли, он взорвался, и осколки разной величины стали сыпаться на жителей города, попадая на разные постройки. Челябинский метеорит, как и другие, название получил по месту падения. Наш «камень с неба» найден не в Челябинской области, а далеко-далеко на востоке страны. Найдите в витрине № 2 экспонат, показанный на иллюстрации к вопросу. Запишите название нашего метеорита и напишите, когда произошло падение.

3.
Найдите в витрине № 5 экспонат, изображенный на фотографии к вопросу. Это зеленый камень, который по прочности вдвое превышает закаленную сталь. В древности верили, что он сопутствует удаче в торговле, помогает победить на состязаниях. Он был популярен в Европе и на Востоке. В Китае его считают национальным камнем. Запишите его название. Также запишите, что символизирует этот поделочный камень. Информацию для ответа на вопрос вы можете почерпнуть из информационной таблицы.

4. Установите соответствие между иллюстрациями и экспонатами на столах № 3, № 4 и в витрине № 2. Для каждого изображения напишите соответствующее ему название минерала.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
5. В одном из залов музея, расположенного в польской шахте Величка, все люстры, паркет, фрески и культовые изображения сделаны из этого съедобного минерала. Рассмотрите экспонаты стола № 8, прочитайте информационную табличку, запишите название этого минерала. Также запишите, почему так ценили этот камень во все времена.
6.
На иллюстрации к вопросу — образцы из нашего музея. Они являются разновидностями одного часто встречающегося в природе минерала, оксида кремния. Разновидности имеют собственные имена в зависимости от окраски: бесцветные, фиолетовые, розовые и т.д. С давних времен они используются для изготовления украшений у большинства народов мира. Рассмотрите экспонаты витрины № 2, прочитайте информационную табличку. Разновидностями какого минерала они являются? Как называются эти разновидности?

7. В витрине № 2 нашего музея хранится минерал небесно-голубого цвета. Название этого минерала заимствовано из персидского, на котором оно означает «камень счастья». Напишите его название, опираясь на слова из песни. Также запишите, как используют его люди.
«Покатилась слеза — чистая /__/__/__/__/_З_/_А_/.
Голубые глаза, нет ни сна, ни покоя».
«Покатилась слеза — чистая /__/__/__/__/_З_/_А_/.
Голубые глаза, нет ни сна, ни покоя».
8.
Найдите экспонаты, изображенные на фотографии к вопросу. Философы Древней Греции считали, что эта разновидность кварца является льдом, превращенным в камень. Он похож на стекло. Рассмотрите экспонаты шкафа № 3, запишите название разновидности кварца, которая находится рядом со стеклом.

9. Камень, несмотря на всю свою прочность, не вечен. Железо покрывается ржавчиной, стирается и исчезает из обихода человека. Камень мостовой и дорог превращается в тончайшую пыль, исчезает, и снова человеку надо добывать заново камни. Рассмотрите экспонаты и информационные таблички на столе № 8. Запишите название процесса разрушения горных пород, описанного выше. А также запишите названия продуктов такого разрушения из тех, что выставлены в витрине.
10. Рассмотрите экспонаты, выставленные на столе № 1. Выберите те из них, которые относятся к магматическим горным породам, запишите их названия (два). Также запишите, как их использует человек.
Желаем удачи!