
На улице Народного Ополчения.
Военно-исторический поиск (школа 1522)
Москва, ул. Народного Ополчения, дом 16, корп.4
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
1. Изучите карту боевого пути 155 стрелковой дивизии, расположенную на стенде «Подвиг во имя человечества» и расставьте события в хронологический последовательности:
- А. Форсирование Днепра;
- Б. Бои против Ржевской группировки противника;
- В. Освобождение города Стрый;
- Г. Освобождение Ахтырки;
- Д. Бои за город Будапешт;
- Е. Занятие Русского перевала.
2. В витрине, посвященной истории создания музея, представлены фотографии его открытия в декабре 1971 года. На фотографиях среди почетных гостей присутствует автор книги «Московское ополчение», которую он подарил музею (на развороте книги видна дарственная надпись). В музее также хранится мундир автора, участника Великой Отечественной войны. Напишите фамилию, имя и отчество ветерана (автора книги), воинское звание и род войск, в которых он служил.
3. В народное ополчение записывались и молодые, и уже пожилые люди. Многие прошли Первую мировую и Гражданскую войны, были участниками революционных событий 1917 года. На стенде музея «Вот жизнь моя, дыханье, Родина, возьми их у меня!» найдите фотографию комиссара батареи противотанковых 45-мм орудий, члена КПСС (партии большевиков) с подпольным стажем. Ему довелось охранять жизнь одного из руководителей Советского государства. Напишите фамилии комиссара и руководителя государства, которого он охранял.
4.
В народное ополчение записывались даже школьники, не только юноши, но и девушки. Они были санитарками, выносили раненых с поля боя, оказывали первую медицинскую помощь. Информация об одной из них содержится на стенде «Подвиг во имя человечества». Она погибла в бою, закрывая собой раненого солдата. Напишите имя и фамилию девушки. Какой награды она была удостоена?

5. После поражения под Москвой, при отступлении, немецкие войска все превращали в пустыню. Вот воспоминания командира саперной роты дивизии: «8 марта мы впервые встретили население в освобожденных деревнях. Молодых женщин, парней, подростков немцы уводили с собой. С оставшимися жителями жестоко расправлялись – расстреливали, вешали, избивали… В одной из деревень Бельского района Смоленской области местные жители показывали бойцам 3-го стрелкового батальона 436 полка колодец, набитый доверху трупами женщин, стариков, детей. Бойцы батальона поклялись отомстить врагу». Изучите материалы стенда «Мы в битвах решали судьбу поколений» и напишите фамилию автора воспоминаний.
6. Автор воспоминаний (из предыдущего вопроса) встретил не только тяготы и лишения в жизни на войне, но и свою судьбу. На том же стенде («Мы в битвах решали судьбу поколений») мы можем увидеть фотографию медсестры Веры, которая стала его женой. Напишите ее девичью фамилию.
7. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!». Эти знаменитые слова вполне относятся к нашим воинам. В дивизии активную работу вел клуб художественной самодеятельности. В перерывах между боями ансамбль дивизии давал концерты, ставил спектакли, тем самым поднимая боевой дух бойцов. Исполнялись, в том числе, и музыкальные произведения. На стенде «Мужество как знамя пронесли» можно увидеть фотографии концертов дивизионного ансамбля. Выберите из представленных в вариантах ответов инструменты, запечатленные на фотографиях стенда.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) Гармонь; | Б) Рояль; | В) Духовые инструменты; | Г) Скрипка; |
Д) Ударные инструменты.
8. День Победы бойцы и командиры 155-й стрелковой дивизии встретили в Австрийских Альпах. Запишите фамилию и инициалы Маршала СССР, приславшего дивизии приказ остановить боевые действия. Для ответа на этот вопрос используйте информацию стенда «Победы нашей ликовало утро».
9. В витрине «Снаряжение и вооружение солдат и офицеров армии вермахта» экспонируется немецкая награда, которой удостаивались солдаты и офицеры сухопутных войск вермахта и войск СС. Она представляет собой венок из дубовых листьев с вплетенной в него лентой, в котором наискосок расположена винтовка типа 98k. В верхней части венка имеется нацистская эмблема — орел, сжимающий в когтях свастику. Размеры награды — 63×48 мм.
Вариант награды в серебре вручался:
- • За участие в трех и более штурмовых операциях;
- • За участие в трех и более контратаках;
- • За участие в трех и более разведывательных операциях;
- • За участие в рукопашной схватке;
- • За отражение атак противника в трех отдельных эпизодах.
10.
Перед Вами знаменитый Пулемет Максима — станковый пулемет, разработанный британским оружейником американского происхождения — Хайремом Стивенсом Максимом. Во время Великой Отечественной войны этот пулемет стоял на вооружении Красной Армии. В нашем музее хранятся фрагменты этого оружия.
Напишите их названия.

Желаем удачи!