1. Разгадайте ребус и запишите, как называется ручное орудие для наматывания нитей при прядении, без которого не могла обойтись ни одна пряха. Найдите в музее (экспозиция 2, 4) этот предмет, рассмотрите его. Также запишите, из какого материала он изготовлен.
Название: _ _ _ _ _ _ _ _
Выберите материал:
2. Крестьяне любили красоту в повседневной жизни, но особенно ярко они украшали праздничные вещи. Найдите в нашем музее (экспозиция 2) предмет, украшенный росписью, в котором хранили приданое (вещи, которые давали невесте родители перед свадьбой). Напишите, как он называется и какой свадебный символ изображен на его передней стенке.
3. Найдите в музее (экспозиция 5) предмет мебели, название которого созвучно словам известной колыбельной: «Люли-люли-люлюшки, прилетели гулюшки». Этот предмет подвешивали к потолку – считалось, что это оградит его хозяина от нечистой силы. Изготавливали этот предмет мебели с большой любовью, и часто он передавался в семьях из поколения в поколение. Запишите, как он называется и из какого материала сделан.
4. Отгадайте загадку и найдите похожие предметы в нашем музее (экспозиция 4). Рассмотрите внимательно тот, внутрь которого НЕ засыпали горящие угли. Запишите его полное название.
5. Одежду для всей семьи крестьянские женщины, как правило, шили сами. Шить приходилось много и для удобства шитья было придумано специальное приспособление – прообраз швейной машины. Найдите в музее и рассмотрите этот предмет (экспозиция № 4). Как он называется? Выберите верный вариант ответа:
6. Лапти – самый доступный вид обуви в деревне. Крестьяне плели себе лапти из того, что было под рукой: из коры липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Кроме того, для плетения лаптя нужны были и специальные приспособления. Найдите два приспособления в нашем музее (экспозиция 1) и запишите их названия.
7. На Руси считалось, что ОНО так же важно для женщины, как для мужчины важен топор. Оно в старину не только помогало в переноске воды, но и было оберегом, защитой от нечистой силы. Его украшали красивой росписью. Люди верили, что расписное ОНО берегло девушек и невест от русалок, которые всегда подстерегают у реки или пруда.
Найдите в нашем музее (экспозиция 5) этот предмет и попробуйте его «в деле». Внимательно рассмотрите на нем рисунки и запишите, как ОНО называется и что на нем изображено.
8. В нашем музее найдите предмет (экспозиция 4), к которому можно прийти «на огонек». Крестьяне применяли его для освещения избы обычно поздней осенью и зимой, когда для выполнения работы не хватало естественного освещения. Именно при его зыбком свете длинными зимними вечерами рассказывали друг другу жуткие истории и волшебные сказки. Напишите, как он называется и во что крепится у нас в музее.
9. Это одно из важнейших изобретений человечества. Без него не может обойтись никакой транспорт. Отгадайте загадку и узнайте, как называется этот предмет:
Без меня не едет мопед,
Без меня не едет машина,
А я простой такой малыш,
На мне рубашка из резины!
Эта загадка про современный предмет, найдите в нашем музее его старинный аналог (экспозиция 5), напишите, как он называется и из чего сделана у него «рубашка».
10. Ткацкий стан (станок) был в хозяйстве крестьян незаменим. С его помощью изготавливали одежду, полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей. Найдите его у нас в музее (экспозиция 2) и внимательно рассмотрите. Что из перечисленного верно?
Желаем удачи!