
Музей русского быта «По сусекам»
г. Москва, Берсеневская набережная, д.18-20-22, стр.2
Вопросы очного тура
вопросы категории 1-2 класс
1.
Разгадайте ребус и запишите, как называется ручное орудие для наматывания нитей при прядении, без которого не могла обойтись ни одна пряха. Найдите в музее (экспозиция 2, 4) этот предмет, рассмотрите его. Также запишите, из какого материала он изготовлен.
Название: _ _ _ _ _ _ _ _
Выберите материал:

Название: _ _ _ _ _ _ _ _
Выберите материал:
- 1. Алюминий;
- 2. Пластмасса;
- 3. Дерево;
- 4. Неопрен;
- 5. Хрусталь.
2. Крестьяне любили красоту в повседневной жизни, но особенно ярко они украшали праздничные вещи. Найдите в нашем музее (экспозиция 2) предмет, украшенный росписью, в котором хранили приданое (вещи, которые давали невесте родители перед свадьбой). Напишите, как он называется и какой свадебный символ изображен на его передней стенке.
3. Найдите в музее (экспозиция 5) предмет мебели, название которого созвучно словам известной колыбельной: «Люли-люли-люлюшки, прилетели гулюшки». Этот предмет подвешивали к потолку – считалось, что это оградит его хозяина от нечистой силы. Изготавливали этот предмет мебели с большой любовью, и часто он передавался в семьях из поколения в поколение. Запишите, как он называется и из какого материала сделан.
4. Отгадайте загадку и найдите похожие предметы в нашем музее (экспозиция 4). Рассмотрите внимательно тот, внутрь которого НЕ засыпали горящие угли. Запишите его полное название.
- Влез на стол он из-под лавки,
- Осмотрелся на подставке,
- Гибким хвостиком вильнул,
- Складки с галстука слизнул.
5. Одежду для всей семьи крестьянские женщины, как правило, шили сами. Шить приходилось много и для удобства шитья было придумано специальное приспособление – прообраз швейной машины. Найдите в музее и рассмотрите этот предмет (экспозиция № 4). Как он называется?
Выберите верный вариант ответа:
- 1. Трепало;
- 2. Цеп;
- 3. Пряслице;
- 4. Швейка;
- 5. Мутовка.
6. Лапти – самый доступный вид обуви в деревне. Крестьяне плели себе лапти из того, что было под рукой: из коры липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Кроме того, для плетения лаптя нужны были и специальные приспособления. Найдите два приспособления в нашем музее (экспозиция 1) и запишите их названия.
7. На Руси считалось, что ОНО так же важно для женщины, как для мужчины важен топор. Оно в старину не только помогало в переноске воды, но и было оберегом, защитой от нечистой силы. Его украшали красивой росписью. Люди верили, что расписное ОНО берегло девушек и невест от русалок, которые всегда подстерегают у реки или пруда.
Найдите в нашем музее (экспозиция 5) этот предмет и попробуйте его «в деле». Внимательно рассмотрите на нем рисунки и запишите, как ОНО называется и что на нем изображено.
Найдите в нашем музее (экспозиция 5) этот предмет и попробуйте его «в деле». Внимательно рассмотрите на нем рисунки и запишите, как ОНО называется и что на нем изображено.
8. В нашем музее найдите предмет (экспозиция 4), к которому можно прийти «на огонек». Крестьяне применяли его для освещения избы обычно поздней осенью и зимой, когда для выполнения работы не хватало естественного освещения. Именно при его зыбком свете длинными зимними вечерами рассказывали друг другу жуткие истории и волшебные сказки. Напишите, как он называется и во что крепится у нас в музее.
9. Это одно из важнейших изобретений человечества. Без него не может обойтись никакой транспорт. Отгадайте загадку и узнайте, как называется этот предмет:
Без меня не едет мопед,
Без меня не едет машина,
А я простой такой малыш,
На мне рубашка из резины!
Эта загадка про современный предмет, найдите в нашем музее его старинный аналог (экспозиция 5), напишите, как он называется и из чего сделана у него «рубашка».
Без меня не едет мопед,
Без меня не едет машина,
А я простой такой малыш,
На мне рубашка из резины!
Эта загадка про современный предмет, найдите в нашем музее его старинный аналог (экспозиция 5), напишите, как он называется и из чего сделана у него «рубашка».
10. Ткацкий стан (станок) был в хозяйстве крестьян незаменим. С его помощью изготавливали одежду, полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей. Найдите его у нас в музее (экспозиция 2) и внимательно рассмотрите.
Что из перечисленного верно?
- 1. Ткацкий стан (кросна) – деревянный станок для ручного ткачества;
- 2. Небольшого размера, легко хранить и перевозить;
- 3. Традиционно ткачеством занимались женщины;
- 4. «Заправить» такой ткацкий стан под силу даже ребенку;
- 5. С марта по октябрь ткацкий станок стоял в избе и на нем ткали холст.
Желаем удачи!