
Музей русского быта «По сусекам»
г. Москва, Берсеневская набережная, д.18-20-22, стр.2
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
1.
Рассмотрите картину Алексея Венецианова «Пряха Тверской губернии» (1830-е). Что за предметы вы видите в руке у пряхи? Запишите, как эти предметы называются (не меньше 2-х). Ответ ищите в экспозициях 2 и 4.

2. На Руси лиственное дерево, чаще всего это березка, традиционно считается девичьим. Рисунок такого дерева часто изображали на предметах, предназначенных для свадебного обряда. Найдите в нашем музее (экспозиция 2) экспонат, украшенный символом – березкой, – который участвовал в обряде выкупа приданого невесты. Узнайте, как он называется, где был изготовлен, и запишите ответ.
3. Найдите в музее (экспозиция 5) предмет мебели, который переходил по наследству младшему члену семьи из поколения в поколение. Запишите, как он называется и из какого материала сделан.
4. В стихотворении Н.А. Некрасова «Калистрат» есть такие строки:
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою.
Пуще мужа наряжается,
Носит лапти с подковыркою.
Рассмотрите в нашем музее (экспозиция 1) лапти и инструменты для их плетения. Узнайте и запишите название инструмента, с помощью которого получались такие «модные» лапти и что означало слово «с подковыркою».
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою.
Пуще мужа наряжается,
Носит лапти с подковыркою.
Рассмотрите в нашем музее (экспозиция 1) лапти и инструменты для их плетения. Узнайте и запишите название инструмента, с помощью которого получались такие «модные» лапти и что означало слово «с подковыркою».
5.
Рассмотрите внимательно картину художника Альберта Густава Аристида Эдельфельта «Прачки» (1889 год). У девушки в руках ЦЕЛЬНОЛИТОЙ утюг. Найдите у нас в музее (экспозиция 4) утюги, рассмотрите их и запишите название другого вида старинных утюгов.

6. Перед вами частушка, записанная в селе Чистополье Коченевского района Новосибирской области. Одно слово в частушке пропущено. Этот предмет считался первостепенным для сельского быта и существовал в каждой семье. Его ставили в сенях на углу или вешали на стену. Часто этот предмет украшали росписью. На Руси считалось, что этот предмет так же важен для женщины, как для мужчины важен топор. Раньше старики говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах с помощью этого предмета. Найдите в нашем музее (экспозиция 5) такое приспособление, внимательно рассмотрите. Запишите, как оно называется и что на нем изображено.
Бабы по воду пошли,
Взяли _ _ _ _ _ _ _ _ _
Пока всех пересудили,
Молоко прокисло.
Бабы по воду пошли,
Взяли _ _ _ _ _ _ _ _ _
Пока всех пересудили,
Молоко прокисло.
7. Отгадайте загадку: «Чумазый Ерошка на одной витой ножке крошит угольные крошки». Найдите такой предмет у нас в музее (экспозиция 4). Напишите его название и то, что обязательно должно быть рядом с ним в целях безопасности, но в музее отсутствует (по уважительной причине).
8. Это приспособление для шитья, как и прялки, было в каждой крестьянской семье. Оно сопровождало женщину с детства до старости, украшало деревенские посиделки. Этот незаменимый помощник для ручного шитья является прообразом швейной машинки. Найдите этот предмет в нашем музее (экспозиция 4) и запишите его название.
9.
Разгадайте ребус, и Вы узнаете, как называется предмет с тысячелетней историей, без которого невозможно было обойтись в крестьянском хозяйстве. Найдите этот отдельно стоящий предмет в нашем музее (экспозиция 5) и напишите, частью какого транспортного средства он является и из каких материалов сделан.

10. Почти каждая крестьянская девушка к 15 годам знала по нескольку ремесел, а вот о неумелой девушке сразу шла молва по деревне: непряха, неткаха… Первое слово означает, что девочка не умеет прясть, тянуть ровную ниточку. Узнайте, что означает второе, крайне обидное для девочки-подростка прозвище, рассмотрите (экспозиция 2) и запишите название предмета, который, по мнению деревенских кумушек, не освоила такая девушка.
Желаем удачи!