1. В 1908 году изобретатель П.П. Киткин разработал морскую мину. Она имела форму шара из листового железа. На мине располагалось пять колпаков. При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, активируя батарею, и мина взрывалась. Найдите в Историческом зале музея макет морской корабельной мины и запишите тип установки и принцип действия взрывателя мины.
2. В судьбе этого линейного корабля отразился непростой путь страны. Корабль совершил 15 боевых походов, справился с 21 атакой авиации противника, сбил 3 самолета. Найдите в Историческом зале музея макет 305-мм артиллерийской установки главного калибра и запишите название корабля, на котором она была установлена.
3. Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Тогда на Одесском краностроительном заводе изготовили танки на основании тракторов, используя слой дерева между двумя листами тонкой брони. Танки с включенными фарами и сиренами двигались на врага без артиллерийской поддержки. Противник обращался в бегство. После этого за танками закрепилось название «НИ-1». Найдите в зале «Оборона и освобождение Одессы» модель трактора-танка НИ-1 и запишите, как расшифровывается аббревиатура «НИ».
4. Эта емкость изначально была предназначена для длительной транспортировки вина и представляла собой приплюснутый деревянный бочонок. Название его произошло от голландского морского термина — так голландские моряки называли бочонок. Позже деревянный бочонок стал обязательным атрибутом спасательных шлюпок. В наши дни он может быть и пластмассовым. Найдите в зале «Оборона и освобождение Одессы» деревянный бочонок и запишите, как он называется и для чего он служит сегодня.
5. С ноября 1941 года по июнь 1942 года на окраине города Севастополя в Советской балке функционировал особенный госпиталь. Строительство госпиталя шло в ходе боевых действий, когда раненые уже поступали. Госпиталь проектировался на 2000 мест с койками двухъярусного исполнения. В последующем количество коек было доведено до 4000. Найдите в зале «Героический Севастополь» макет этого госпиталя и запишите, какая особенность у него была.
6. Система противодесантных заграждений на морском побережье имеет целью задержать на подходах к берегу десантно-высадочные средства противника и создать выгодные условия для их уничтожения. Найдите в зале «Героический Севастополь» макет инженерных противодесантных заграждений. Рассмотрите показанный на макете участок противодесантных заграждений, установленных в воде, и запишите верное количество железобетонных тетраэдров, устанавливаемых на глубинах 1,5–2 метра.
7. Морская авиация Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны стала главной ударной силой на море. А летчиков стали называть «героями севастопольского неба». 65 летчиков-черноморцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Найдите в зале «Морская авиация» макет укрытия одномоторного самолета и запишите типы самолетов времен Великой Отечественной войны, представленных в экспозиции.
8. По морям ходит очень много кораблей. Для того, чтобы корабли не сталкивались друг с другом и чтобы корабли видели друг друга ночью, существует специальная система навигации. Найдите в зале «Морская авиация» корабельные навигационные огни плавучей базы подводных лодок (ПБ) Черноморского флота и запишите название этой плавучей базы подводных лодок.
9. Возраст науки вязания морских узлов — несколько тысяч лет; своими корнями она уходит в глубокую древность, когда возникло само мореплавание. За всю историю мореплавания придумано около 550 видов морских узлов. Самое ценное свойство морских узлов заключается в том, что самый сложный и тугой узел легко развязывается при помощи одного правильного движения. Найдите в выставочном зале музея стенд с морскими узлами и корабельными изделиями и запишите названия видов узлов, представленных в экспозиции (не менее 3-х видов).
10. В 1895 году адмирал Степан Осипович Макаров придумал семафорную азбуку для кораблей. Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. Получите у сотрудника музея бланк с зашифрованным сообщением. Пользуясь алфавитом флажного семафора, прочитайте и запишите сообщение с корабля на берег. Будьте внимательны! За неверную расшифровку сигнальщика заменяли, а это на флоте считалось позорным.
Желаем удачи!