
Музей «Россиянка» Школа 1415
1-я Останскинская ул., д.29
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1. Молодому Петру I, путешествующему по Голландии, очень понравилась эта зимняя забава. Считается, что именно он привез это развлечение в Россию. Однако прообраз современного инвентаря для забавы претерпевал много изменений: от костяных, деревянных основ с веревками до лезвия, прибитого к ботинку. Найдите в музее в гончарной зоне фрагмент этого инвентаря. Запишите, как называется этот спортивный или прогулочный инвентарь.
2. В начале музея на нижней полке витрины с головными уборами размещены образцы вышивки крестом русской символики. Изучите этикетку и запишите, к какому периоду времени относятся данные образцы на полотенцах.
3. В музее рядом с печью можно увидеть традиционные русские гончарные изделия. Детали керамики сначала формировали на ручном станке, затем они соединялись жидкой глиной и украшались рельефным или вдавленным орнаментом. Изделия покрывали глазурью различных оттенков — синего, желтого, зеленого, реже серо-синего цветов. Запишите название данного промысла, произошедшего по месту его зарождения.
4. «Был ребенок, не знал пеленок, стар стал, пеленаться стал». Отгадайте загадку, найдите отгадку — предмет быта возле печи. Запишите, как он называется и для чего его обматывали берестой.
5. Найдите в музее между печью и самоварной зоной счеты — старинное устройство для выполнения арифметического расчета. Изучите этикетку экспоната и запишите, для чего на счетах есть места, где всего четыре «костяшки-бусины».
6.
Найдите в музее красный угол. Обратите внимание на складень — так называются складные иконы, состоящие из двух и более икон (створок). На одной стороне складня — икона Святой Троицы (Троица), а на другой — Сергий Радонежский. Запишите имя и фамилию русского иконописца, написавшего в XV веке «Троицу».

- А) Андрей Рублев;
- Б) Феофан Грек;
- В) Симон Ушаков;
- Г) Даниил Черный.
7. В музее у самоварной зоны представлены колыбельки (люльки) — маленькие детские кроватки, в которых укачивали младенцев. Обратите внимание на одеяла, выполненные в определенной технике шитья. Запишите, как называются такие одеяла.
8. Тула — не только оружейная столица, но и город, прославившийся самоварами и пряниками. Многие самоварные производства еще в XIX веке получали высшую награду — право ставить на свои изделия клеймо — Государственный герб России. Найдите в музее самовар, на котором присутствует данный знак качества. Запишите фамилию человека (указана на клейме самовара), наследники которого организовали товарищество-фабрику по изготовлению самоваров.
9. В России в начале XIX века швейные машины Singer («Зингер») продавались в более чем 3000 фирменных магазинов, которые были разбросаны по всей Российской империи. Благодаря отличному качеству продукции компания «Зингер» заслужила право именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». Найдите в музее старинную швейную машину Singer, рассмотрите элементы ее эмблемы, находящиеся над серийным номером А2611413. Выберите и запишите, что изображено на эмблеме.
- А) Челнок, нитка в форме буквы S с катушкой, две иглы;
- Б) Швейная игла, две спицы, нитка с катушкой;
- Б) Швейная игла, змея в форме буквы S, две спицы;
- В) Пуля, две спицы, нитка с катушкой.
10. Найдите в музее экспозицию с коллекцией кукол в народных костюмах. Рядом на столе расположены альбомы с описанием кукол и их костюмов. Определите куклу по описанию: «Поверх белой рубахи с вышивкой на запястьях надет красный сарафан на тонких лямках. Поверх завязан белый передник с желтым поясом на левую сторону. Платок — основной головной убор женщин данной губернии с конца XIX века. Большой популярностью пользовались «аглицкие» платки с узором». Запишите, кукле какой губернии «принадлежит» этот костюм.
Желаем удачи!