
Дом И.С. Остроухова в Трубниках. Выставка «Уроки Золотой рыбки».
Москва, Трубниковский пер., д.17
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
Вы пришли в ГМИРЛИ им. В.И. Даля, отдел «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» на выставку «Уроки Золотой рыбки» к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Эта выставка посвящена пяти его сказкам: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Центральный образ художественного решения выставки «Уроки Золотой рыбки» — море. В сказках Пушкина оно часто выступает в роли символа «свободной стихии» и «моря житейского», которое человек должен преодолеть.
В первом зале собраны иллюстрации знаменитых художников: Б.М. Кустодиева, А.И. Кандаурова, Ю.Л. Оболенской, И.Я. Билибина, В.М. Конашевича, Т.А. Мавриной и др. Также обратите внимание на инсталляцию «аквариум» в центре этого зала — в нем можно поймать свою золотую рыбку.
Второй зал посвящен «Сказке о рыбаке и рыбке» и ее различным интерпретациям в искусстве. Здесь вы сможете увидеть новые работы одного из лучших современных художников — Игоря Олейникова. Познакомиться с фрагментом текста, который не вошел в финальный вариант сказки. Побывать на постоянно меняющемся море и загадать свое желание золотой рыбке.
Приглашаем вас погрузиться в мир сказок великого поэта, вспомнить знакомых героев и сюжеты, познакомиться с их художественными воплощениями, порассуждать о добре и зле, пороках и добродетели. Изучите выставку и ответьте на вопросы Олимпиады.
Центральный образ художественного решения выставки «Уроки Золотой рыбки» — море. В сказках Пушкина оно часто выступает в роли символа «свободной стихии» и «моря житейского», которое человек должен преодолеть.
В первом зале собраны иллюстрации знаменитых художников: Б.М. Кустодиева, А.И. Кандаурова, Ю.Л. Оболенской, И.Я. Билибина, В.М. Конашевича, Т.А. Мавриной и др. Также обратите внимание на инсталляцию «аквариум» в центре этого зала — в нем можно поймать свою золотую рыбку.
Второй зал посвящен «Сказке о рыбаке и рыбке» и ее различным интерпретациям в искусстве. Здесь вы сможете увидеть новые работы одного из лучших современных художников — Игоря Олейникова. Познакомиться с фрагментом текста, который не вошел в финальный вариант сказки. Побывать на постоянно меняющемся море и загадать свое желание золотой рыбке.
Приглашаем вас погрузиться в мир сказок великого поэта, вспомнить знакомых героев и сюжеты, познакомиться с их художественными воплощениями, порассуждать о добре и зле, пороках и добродетели. Изучите выставку и ответьте на вопросы Олимпиады.
1. Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одно из самых известных поэтических произведений на русском языке.
Рассмотрите представленные ниже фрагменты иллюстраций к произведениям Пушкина. Найдите эти иллюстрации в первом зале выставки и ознакомьтесь с этикетками к ним. Какая из иллюстраций относится к этому стихотворению? Напишите букву с нужным фрагментом. Также напишите фамилию художника, который создал эту иллюстрацию.
Рассмотрите представленные ниже фрагменты иллюстраций к произведениям Пушкина. Найдите эти иллюстрации в первом зале выставки и ознакомьтесь с этикетками к ним. Какая из иллюстраций относится к этому стихотворению? Напишите букву с нужным фрагментом. Также напишите фамилию художника, который создал эту иллюстрацию.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
2. Эта сказка Пушкина впервые была напечатана поэтом и другом Александра Сергеевича В.А. Жуковским уже после смерти великого поэта. Вероятно, из соображений цензуры* Жуковскому пришлось изменить название сказки, а в ее тексте — отдельные слова и даже персонажей. Долгое время эта сказка печаталась в основном в измененном варианте.
В одной из витрин первого зала найдите книгу «Русские народные сказки Александра Сергеевича Пушкина» (Санкт-Петербург, 1888) и напишите измененное название этой сказки (в книге сказка напечатана в редакции Жуковского)**. Также напишите настоящее пушкинское название сказки. Его вам подскажут другие материалы витрины.
* Цензура — система государственного надзора за содержанием и распространением информации, например, печатной продукции (книг, журналов, газет), произведений изобразительного искусства, передач радио и телевидения и т.д.
** Измененное название сказки написано в старой дореволюционной орфографии. Буква «ѣ» (ять) означает «е». При ответе на вопрос измененное название сказки можно написать в современной орфографии, т.е. привычными буквами.
В одной из витрин первого зала найдите книгу «Русские народные сказки Александра Сергеевича Пушкина» (Санкт-Петербург, 1888) и напишите измененное название этой сказки (в книге сказка напечатана в редакции Жуковского)**. Также напишите настоящее пушкинское название сказки. Его вам подскажут другие материалы витрины.
* Цензура — система государственного надзора за содержанием и распространением информации, например, печатной продукции (книг, журналов, газет), произведений изобразительного искусства, передач радио и телевидения и т.д.
** Измененное название сказки написано в старой дореволюционной орфографии. Буква «ѣ» (ять) означает «е». При ответе на вопрос измененное название сказки можно написать в современной орфографии, т.е. привычными буквами.
3. Ниже вы можете видеть несколько иллюстраций разных художников к сказкам Пушкина. Найдите эти иллюстрации в первом зале, рассмотрите этикетки к ним и соотнесите эти иллюстрации с названиями сказок в формате «буква — цифра».
1. «Сказка о золотом петушке», 2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 3. «Сказка о попе и работнике его Балде», 4. «Сказка о царе Салтане».
1. «Сказка о золотом петушке», 2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 3. «Сказка о попе и работнике его Балде», 4. «Сказка о царе Салтане».
![]() А) | ![]() Б) |
![]() В) | ![]() Г) |
4. В начале XIX века разные сказители, писатели, этнографы и фольклористы стали собирать и записывать устное народное творчество: сказки, былины, народные песни и т.д. Одним из первых собирателей фольклора в нашей стране был Кирилл (Кирша) Данилов. Он был рабочим одного из заводов на Урале, музыкантом и сказителем. Кирша Данилов составил сборник «Древние российские стихотворения» — первый сборник русских былин, исторических, лирических песен и духовных стихов. Именно в его сборнике впервые появляются такие известные былинные герои, как Добрыня Никитич и Садко.
В первом зале найдите сборник Кирши Данилова «Древние российские стихотворения...» (Москва, 1818). Рассмотрите страницу 217 и запишите недостающие слова*.
Посмотрѣть на тихiя заводи
И увидѣлъ он бѣлую 1.____,
Она черезъ перо была вся 2.___,
А головушка у ней увивана 3.___ золотом
И скатнымъ 4.____ усажена <…>
<…> Не стрѣляй ты меня лебедь бѣлую,
Нѣ въ кое время 5.___ тебѣ.
Выходила она на крутой бережокъ.
Обернулася душой красной 6.___,
* Текст написан в старой дореволюционной орфографии. Буква «ѣ» (ять) означает «е», буква «i» — «и», буква «ъ» (еръ) на конце слов не читается. При ответе на вопрос недостающие слова можно вписывать в современной орфографии, т.е. привычными буквами.
В первом зале найдите сборник Кирши Данилова «Древние российские стихотворения...» (Москва, 1818). Рассмотрите страницу 217 и запишите недостающие слова*.
Посмотрѣть на тихiя заводи
И увидѣлъ он бѣлую 1.____,
Она черезъ перо была вся 2.___,
А головушка у ней увивана 3.___ золотом
И скатнымъ 4.____ усажена <…>
<…> Не стрѣляй ты меня лебедь бѣлую,
Нѣ въ кое время 5.___ тебѣ.
Выходила она на крутой бережокъ.
Обернулася душой красной 6.___,
* Текст написан в старой дореволюционной орфографии. Буква «ѣ» (ять) означает «е», буква «i» — «и», буква «ъ» (еръ) на конце слов не читается. При ответе на вопрос недостающие слова можно вписывать в современной орфографии, т.е. привычными буквами.
5. В 1950 году режиссер Михаил Цехановский и студия «Союзмультфильм» создают цветной рисованный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Это, пожалуй, самая известная экранизация одноименной сказки Александра Сергеевича. Над мультфильмом работала команда различных специалистов: композитор, ряд художников, актеры, которые озвучивали персонажей и т.д.
Посмотреть этот мультфильм вы можете в первом зале, а также увидеть несколько эскизов к нему. В первом зале найдите эскизы к мультфильму «Сказка о рыбаке и рыбке». Напишите фамилию художника, который их выполнил. На нашей выставке вы можете познакомиться и с другими работами этого знаменитого художника, мастера детской иллюстрации.
Посмотреть этот мультфильм вы можете в первом зале, а также увидеть несколько эскизов к нему. В первом зале найдите эскизы к мультфильму «Сказка о рыбаке и рыбке». Напишите фамилию художника, который их выполнил. На нашей выставке вы можете познакомиться и с другими работами этого знаменитого художника, мастера детской иллюстрации.
6. Поднимитесь на второй этаж и осмотрите второй зал выставки. Этот зал посвящен только «Сказке о рыбаке и рыбке». Здесь представлены различные иллюстрации к сказке.
Рассмотрите представленные ниже иллюстрации нескольких художников к этой сказке. Выберите, какая из этих иллюстраций есть во втором зале выставки. Напишите букву с нужной иллюстрацией. Также напишите фамилию художника, который создал эту иллюстрацию. Это один из самых известных советских художников, он иллюстрировал не только произведения Пушкина, но и Маршака, Чуковского, Перро.
Рассмотрите представленные ниже иллюстрации нескольких художников к этой сказке. Выберите, какая из этих иллюстраций есть во втором зале выставки. Напишите букву с нужной иллюстрацией. Также напишите фамилию художника, который создал эту иллюстрацию. Это один из самых известных советских художников, он иллюстрировал не только произведения Пушкина, но и Маршака, Чуковского, Перро.
![]() А) | ![]() Б) |
![]() В) | ![]() Г) |
7. Во втором зале вы также можете познакомиться с работами нескольких современных российских художников к «Сказке о рыбаке и рыбке». Среди них есть работы известного художника Игоря Олейникова. Этот художник любит изображать знакомые сюжеты и героев по-новому, не так, как это делали до него. Так, в его иллюстрациях к сказке с каждым новым желанием жадной старухи свое состояние меняет не только море, но меняется и золотая рыбка. По мере того, как растет ее досада и гнев на старуху, золотая рыбка меняет свой род, вид и размер.
Рассмотрите представленные ниже изображения различных рыб. Сравните их с иллюстрациями Олейникова к «Сказке о рыбаке и рыбке», на которых изображены превращения золотой рыбки. Эти иллюстрации вы можете найти во втором зале, рассматривать их нужно слева направо. Какой рыбой в конце сказки стала золотая рыбка в иллюстрациях Олейникова? Напишите, как называется эта рыба.
Рассмотрите представленные ниже изображения различных рыб. Сравните их с иллюстрациями Олейникова к «Сказке о рыбаке и рыбке», на которых изображены превращения золотой рыбки. Эти иллюстрации вы можете найти во втором зале, рассматривать их нужно слева направо. Какой рыбой в конце сказки стала золотая рыбка в иллюстрациях Олейникова? Напишите, как называется эта рыба.
![]() Камбала; | ![]() Корюшка; |
![]() Акула; | ![]() Кит. |
8. Основой пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», вероятно, послужила народная немецкая сказка «О рыбаке и его жене», записанная братьями Гримм. Сказку с похожим сюжетом можно найти и в сборнике Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки». Во втором зале найдите сборник сказок Афанасьева (Москва, 1863). Напишите, как называется эта сказка. Нужное название вы можете найти на странице 219 этого сборника.
9. Во втором зале вы можете познакомиться с двумя мультипликационными версиями «Сказки о рыбаке и рыбке». Найдите экран, на котором транслируется мультфильм 1937 года. Эту экранизацию сказки Пушкина можно назвать первым успешным цветным мультфильмом в СССР. Он стал настоящим прорывом в области передачи цвета на экране и был создан в память о великом поэте в год столетия со дня его смерти.
Ознакомьтесь с этикетками к этому мультфильму и напишите фамилию его режиссера, а также киностудию, на которой он был выполнен.
Ознакомьтесь с этикетками к этому мультфильму и напишите фамилию его режиссера, а также киностудию, на которой он был выполнен.
10. В начале второго зала найдите и осмотрите инсталляцию «Состояния моря». На шести белых экранах инсталляции с помощью проектора транслируются шесть видео с различными состояниями моря: от безветренного затишья (штиля) до бури, шторма. Эта инсталляция иллюстрирует отрывки «Сказки о рыбаке и рыбке», в которых в зависимости от того или иного желания старухи море меняет свой характер: от «слегка разыгравшегося» до «черной бури».
Видеоряд дополняют небольшие тексты. На каждом из экранов написаны отрывки из двух сказок: «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина и сказки «О рыбаке и его жене» братьев Гримм. Эти отрывки составляют пары: под немецким отрывком братьев Гримм написана русская версия текста. Всего шесть пар.
На инсталляции найдите отрывок, изображение которого представлено ниже. Какой русский текст соответствует этому отрывку? Выберите букву с нужным отрывком.
Видеоряд дополняют небольшие тексты. На каждом из экранов написаны отрывки из двух сказок: «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина и сказки «О рыбаке и его жене» братьев Гримм. Эти отрывки составляют пары: под немецким отрывком братьев Гримм написана русская версия текста. Всего шесть пар.
На инсталляции найдите отрывок, изображение которого представлено ниже. Какой русский текст соответствует этому отрывку? Выберите букву с нужным отрывком.
- А) «Вот идет он к синему морю,
- Видит на море черная буря...»;
- Б) «Жил старик со своею старухой
- У самого синего моря...»;
- В) «Пошел он к синему морю;
- (Не спокойно синее море.)»
Желаем удачи!