
Музей истории Государственного университета по
землеустройству
г. Москва, ул. Казакова, д. 15
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. В экспозиции музея найдите стенд, посвященный генеральному межеванию. Изучите тексты на страницах писцовых книг. Напишите, какое наказание было предусмотрено для тех, кто уничтожал и портил прежние границы земельных участков и удалял межевые столбы.
2.
Посмотрите на фотографию земельной «шнуровой книги». Найдите в экспозиции музея витрину, в которой она представлена. Изучите ее экспонаты. Прочитайте информацию на стенде (этикетке).
Дальность земельных угодий от населенного пункта фиксировалась зарубками на коклюшке (деревянной плашке).
Напишите, как и где отмечались земли для раскорчевки пней и кустарников.

3. В экспозиции музея найдите стенд, посвященный Константиновскому межевому институту. Прочтите письмо В.Г. Белинского руководителю института С.Т. Аксакову. Напишите, какой предмет преподавал В.Г. Белинский.
4.
В экспозиции музея землеустройства представлены различные геодезические измерительные инструменты.
Найдите восьмигранный и цилиндрический экеры, сравните их и напишите, чем они отличаются, помимо формы.

5.
В разделе музея, посвященном геодезическим измерительным приборам, найдите устройство под названием «кипрегель высотомер-дальномер».
Изучите его описание и напишите, для чего он применялся.

6. В разделе экспозиции музея о развитии Государственного университета землеустройства расположен стенд, посвященный Константиновскому межевому институту. Изучите его.
Где находилось здание Константиновской землемерной школы в период с 1788 г. по 1819 г. после преобразования в Константиновское землемерное училище?
- А) В здании Сената Московского Кремля;
- Б) В одном из домов в Хохловском переулке;
- В) В здании на Покровке;
- Г) В новом здании на Арбате.
7. На двух стендах музея подробно показано проведение знаменитого Столыпинского землеустройства, известного как «Столыпинская реформа», по которому была ликвидирована сельская земельная община и вместо нее крестьян переселяли на хутора и отруба. Изучите эти стенды и напишите, как назывались правовые документы, удостоверяющие право личной собственности крестьян на земельные участки.
8. В экспозиции музея найдите стенд, посвященный землеустройству в период с 1941 г. по 1963 г. Тысячи ученых-землеустроителей, ботаников и гидротехников двинулись в бескрайние просторы целинных земель. Изучите этот стенд и напишите, какие задачи ставились перед учеными.
9.
В экспозиции музея найдите стенд, посвященный Столыпинскому землеустройству.
Посмотрите на план Новгородской губернии Тихвинского уезда Большедворской области 1916 г. (план разверстания на отруба). Опишите, что изображено на этом плане.

10. Найдите раздел экспозиции, посвященный истории Государственного университета по землеустройству. В каком хронологическом порядке должны быть расположены директора этого учебного заведения в разные периоды времени: от создания Константиновской землемерной школы до преобразования в Государственный университет по землеустройству?
Изучите раздел и выберите верный вариант.
- А) Мисник Федор Леонтьевич, Аксаков Сергей Тимофеевич, Неумывакин Юрий Кириллович;
- Б) Мисник Федор Леонтьевич, Неумывакин Юрий Кириллович, Аксаков Сергей Тимофеевич;
- В) Аксаков Сергей Тимофеевич, Мисник Федор Леонтьевич, Неумывакин Юрий Кириллович.
Желаем удачи!