
Дом И.С. Остроухова в Трубниках. Выставка «Лермонтов. Места силы» к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Москва, Трубниковский пер., д.17
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
Здравствуйте!
Вы пришли в ГМИРЛИ им. В.И. Даля, отдел «Дом И.С. Остроухова в Трубниках», на выставку «Лермонтов. Места силы. Музейный сериал». Выставка приурочена к 210-летию со дня рождения великого поэта и состоит из трех частей-серий. Две первые серии были представлены в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Этот большой трехчастный выставочный проект объединил ключевые для Лермонтова географические и культурные точки (Пятигорск, Тарханы, Москва и Санкт-Петербург). Через то или иное важное для Михаила Юрьевича место мы раскрываем биографию и творчество поэта в уникальном ракурсе. Экспозиция, с которой вы познакомитесь в Доме И.С. Остроухова, — третья, заключительная часть музейного сериала и кульминация всего проекта. Она предлагает взгляд на Лермонтова из Москвы и Санкт-Петербурга — городов, где прошла самая напряженная, динамичная и плодотворная часть жизненного пути поэта.
Этот большой трехчастный выставочный проект объединил ключевые для Лермонтова географические и культурные точки (Пятигорск, Тарханы, Москва и Санкт-Петербург). Через то или иное важное для Михаила Юрьевича место мы раскрываем биографию и творчество поэта в уникальном ракурсе.
Экспозиция, с которой вы познакомитесь в Доме И.С. Остроухова, — третья, заключительная часть музейного сериала и кульминация всего проекта. Она предлагает взгляд на Лермонтова из Москвы и Санкт-Петербурга — городов, где прошла самая напряженная, динамичная и плодотворная часть жизненного пути поэта.
На выставке представлены уникальные экспонаты из собраний крупнейших музеев, хранящих лермонтовское наследие: мемориальные вещи и рисунки Михаила Лермонтова, портреты современников, иллюстрации к произведениям и эскизы к театральным постановкам.
Обратите внимание, что на стенах всех залов выставки представлены разнообразные тексты-цитаты (отрывки писем, стихотворений, воспоминания современников). С некоторыми из них вам предстоит поработать во время прохождения Олимпиады.
Приглашаем вас отправиться в путешествие по местам силы Михаила Юрьевича Лермонтова, изучить выставку и ответить на вопросы Олимпиады!
Вы пришли в ГМИРЛИ им. В.И. Даля, отдел «Дом И.С. Остроухова в Трубниках», на выставку «Лермонтов. Места силы. Музейный сериал». Выставка приурочена к 210-летию со дня рождения великого поэта и состоит из трех частей-серий. Две первые серии были представлены в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Этот большой трехчастный выставочный проект объединил ключевые для Лермонтова географические и культурные точки (Пятигорск, Тарханы, Москва и Санкт-Петербург). Через то или иное важное для Михаила Юрьевича место мы раскрываем биографию и творчество поэта в уникальном ракурсе. Экспозиция, с которой вы познакомитесь в Доме И.С. Остроухова, — третья, заключительная часть музейного сериала и кульминация всего проекта. Она предлагает взгляд на Лермонтова из Москвы и Санкт-Петербурга — городов, где прошла самая напряженная, динамичная и плодотворная часть жизненного пути поэта.
Этот большой трехчастный выставочный проект объединил ключевые для Лермонтова географические и культурные точки (Пятигорск, Тарханы, Москва и Санкт-Петербург). Через то или иное важное для Михаила Юрьевича место мы раскрываем биографию и творчество поэта в уникальном ракурсе.
Экспозиция, с которой вы познакомитесь в Доме И.С. Остроухова, — третья, заключительная часть музейного сериала и кульминация всего проекта. Она предлагает взгляд на Лермонтова из Москвы и Санкт-Петербурга — городов, где прошла самая напряженная, динамичная и плодотворная часть жизненного пути поэта.
На выставке представлены уникальные экспонаты из собраний крупнейших музеев, хранящих лермонтовское наследие: мемориальные вещи и рисунки Михаила Лермонтова, портреты современников, иллюстрации к произведениям и эскизы к театральным постановкам.
Обратите внимание, что на стенах всех залов выставки представлены разнообразные тексты-цитаты (отрывки писем, стихотворений, воспоминания современников). С некоторыми из них вам предстоит поработать во время прохождения Олимпиады.
Приглашаем вас отправиться в путешествие по местам силы Михаила Юрьевича Лермонтова, изучить выставку и ответить на вопросы Олимпиады!
Зал первый (стены зала белого и зеленого цветов).
1. Москва и Петербург — два необычайно значимых места в жизни поэта. Москва для Лермонтова — место рождения, город, где живут его родные и друзья. Петербург — место испытаний, возможностей и славы. Здесь Михаил Юрьевич обрел популярность и нашел свое призвание как поэт. Ключевым текстом выставки и символом этих двух важных для Лермонтова городов стало его стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Это стихотворение единой и связующей нитью проходит через всю выставку, его отрывки в том или ином виде (отражение в зеркале, тень на стене и т.д.) вы встретите в разных залах. На одной из стен первого зала выставки найдите и прочтите отрывок из этого стихотворения. Выберите из представленных ниже строк ту, которая есть в этом отрывке. Напишите только нужную букву, которая соответствует этой строке.
1. Москва и Петербург — два необычайно значимых места в жизни поэта. Москва для Лермонтова — место рождения, город, где живут его родные и друзья. Петербург — место испытаний, возможностей и славы. Здесь Михаил Юрьевич обрел популярность и нашел свое призвание как поэт. Ключевым текстом выставки и символом этих двух важных для Лермонтова городов стало его стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Это стихотворение единой и связующей нитью проходит через всю выставку, его отрывки в том или ином виде (отражение в зеркале, тень на стене и т.д.) вы встретите в разных залах. На одной из стен первого зала выставки найдите и прочтите отрывок из этого стихотворения. Выберите из представленных ниже строк ту, которая есть в этом отрывке. Напишите только нужную букву, которая соответствует этой строке.
- А) «Погибших лет святые звуки»;
- Б) «Лечу я вольной, вольной птицей»;
- В) «Вдали туманы над полями»;
- Г) «Облитый горечью и злостью»;
- Д) «Мелькают образы бездушные людей».
2. Первого сентября 1830 года Лермонтов, успешно сдав «испытания в языках и науках, требуемых от вступающих в Университет» и «имея отроду 16 лет», был зачислен в Московский университет. Примерно два года спустя молодой поэт, не закончив обучение, обращается с прошением об увольнении и без сожаления расстается с этим учебным заведением. В университетских бумагах сохранилась запись, сопровождающая его фамилию: «Посоветовано уйти». Далее Лермонтова ждали Петербург, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем военная карьера.
Найдите в первом зале выставки учебник одного из однокурсников Лермонтова по Московскому университету — Латинско-российский лексикон*. Просмотрите написанный на форзаце этой книги список студентов. Фамилия каждого студента пронумерована. Напишите, под каким номером записан Лермонтов. Ответ также можно найти в этикетке к учебнику.
*Лексикон — то же, что и словарь.
Найдите в первом зале выставки учебник одного из однокурсников Лермонтова по Московскому университету — Латинско-российский лексикон*. Просмотрите написанный на форзаце этой книги список студентов. Фамилия каждого студента пронумерована. Напишите, под каким номером записан Лермонтов. Ответ также можно найти в этикетке к учебнику.
*Лексикон — то же, что и словарь.
3. Лермонтов прожил недолгую, но яркую жизнь. За тринадцать лет литературного творчества он создал большое количество разнообразных произведений (стихотворений, баллад, поэм и романов), которые принесли ему признание и сделали его имя бессмертным в мире литературы.
Ниже представлены фрагменты иллюстраций к некоторым произведениям Лермонтова. Эти иллюстрации можно найти в первом зале. Найдите соответствующие фрагментам иллюстрации и изучите этикетки к ним. Напишите названия произведений, к которым относятся эти иллюстрации. В ответе укажите только названия произведений! Писать прочие сведения, содержащиеся в этикетках (имена героев, название главы, жанр произведения и т.д.) не нужно.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
Зал второй (стены зала голубого и розового цветов).
4. Во втором зале выставки представлены портреты разных женщин, которые имели то или иное значение в жизни Лермонтова. В кого-то из них поэт был влюблен, кто-то вдохновил его на создание стихов, с кем-то он приятельствовал и дружил, кого-то встречал в литературных салонах. На одной из стен второго зала найдите воспоминания А.П. Араповой о беседе Лермонтова с вдовой одного известного русского поэта, которая произошла в литературном салоне семьи Карамзиных. Над текстом с воспоминаниями можно увидеть фотографию этой женщины. Ознакомьтесь с этикеткой к фотографии и напишите имя, отчество и обе фамилии собеседницы Лермонтова (в этикетке указаны две фамилии, одна записана в скобках).
4. Во втором зале выставки представлены портреты разных женщин, которые имели то или иное значение в жизни Лермонтова. В кого-то из них поэт был влюблен, кто-то вдохновил его на создание стихов, с кем-то он приятельствовал и дружил, кого-то встречал в литературных салонах. На одной из стен второго зала найдите воспоминания А.П. Араповой о беседе Лермонтова с вдовой одного известного русского поэта, которая произошла в литературном салоне семьи Карамзиных. Над текстом с воспоминаниями можно увидеть фотографию этой женщины. Ознакомьтесь с этикеткой к фотографии и напишите имя, отчество и обе фамилии собеседницы Лермонтова (в этикетке указаны две фамилии, одна записана в скобках).
5. Воспоминания современников — ценный источник для понимания эпохи и жизни выдающихся людей. В мемуарах людей, знавших Лермонтова лично или живших с ним в одну эпоху, Михаил Юрьевич раскрывается не только как талантливый поэт и писатель, но и как человек со своими достоинствами и недостатками, как личность глубокая, интересная и противоречивая.
Ниже представлены воспоминания разных людей о Лермонтове. Прочтите их и выберите, какое из них размещено на одной из стен второго зала. Напишите только букву, которая соответствует правильному ответу.
- А) «Он был характера скорее веселого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостью своего остроумия и склонностью к эпиграмме; часто посещал театр, балы, маскарады...», — А.П. Шан-Гирей;
- Б) «В свободное от службы время, а его было много, Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды, и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани, с цепью снеговых гор на горизонте…», — А.И. Арнольди;
- В) «Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза…», — И.С. Тургенев;
- Г) «Лермонтов был брюнет, с бледновато-желтым лицом, с черными как уголь глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось...», — А.М. Меринский.
6. На выставке представлен уникальный экспонат — единственный хранящийся в фондах нашего музея текст, написанный рукой Лермонтова. Это письмо, которое Михаил Юрьевич написал своему двоюродному дяде 1 февраля 1838 года.
Найдите это письмо во втором зале и ознакомьтесь с этикеткой к нему. В этикетке вы увидите расшифровку письма. Прочтите текст и запишите, в какой город «наконец» приехал поэт и на перевод Лермонтова в какое воинское звание надеется его бабушка.
Зал 3 (стены зала белого цвета).
7. Ниже дано частичное описание одного из экспонатов, который расположен на одной из стен третьего зала. Прочтите это описание, найдите этот экспонат, изучите этикетку к нему и напишите, как он называется. В ответе нужно написать только первую строчку, написанную в этикетке (первые три слова).
«В щите, имеющем золотое поле, находится черное Стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цвет. Щит увенчан обыкновенным дворянским Шлемом с дворянскою на нем Короною… Внизу щита Девиз…».
7. Ниже дано частичное описание одного из экспонатов, который расположен на одной из стен третьего зала. Прочтите это описание, найдите этот экспонат, изучите этикетку к нему и напишите, как он называется. В ответе нужно написать только первую строчку, написанную в этикетке (первые три слова).
«В щите, имеющем золотое поле, находится черное Стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цвет. Щит увенчан обыкновенным дворянским Шлемом с дворянскою на нем Короною… Внизу щита Девиз…».
8. Третий зал выставки посвящен детским и отроческим годам Лермонтова, его семье и, конечно же, усадьбе Тарханы. Эта усадьба принадлежала бабушке поэта, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханах Лермонтов провел практически половину своей недолгой жизни. С видами этой усадьбы, а также портретами бабушки, матери и отца Лермонтова вы можете познакомиться в этом зале. К сожалению, мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, когда Михаилу исполнилось всего два года. Бабушка Елизавета Алексеевна взяла ребенка к себе на воспитание. К отцу Лермонтова, Юрию Петровичу, она испытывала неприязнь и была против его общения с ребенком. И все же редкие встречи отца и сына, несмотря на препятствия со стороны бабушки, происходили.
В третьем зале найдите портрет отца поэта, Юрия Петровича Лермонтова. Над портретом вы можете увидеть одно из стихотворений Лермонтова, которое он посвятил своему отцу. Напишите, как оно называется.
Зал 4 (стены зала светло-серого цвета).
9. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Кроме поэзии, Михаил Юрьевич также увлекался живописью. Он писал картины маслом и создавал акварельные рисунки. Лермонтов также был военным, участвовал в Кавказской войне и отличался на полях сражения небывалым мужеством. Многие картины и рисунки Лермонтова посвящены военной теме, а также Кавказу — месту, которое вдохновляло и очаровывало его своей красотой, и где волею судеб поэт завершил свой земной путь. Ниже представлено несколько кавказских пейзажей Лермонтова. Найдите пейзаж, который находится в четвертом зале выставки. В ответе напишите букву, которая соответствует данному пейзажу.
9. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Кроме поэзии, Михаил Юрьевич также увлекался живописью. Он писал картины маслом и создавал акварельные рисунки. Лермонтов также был военным, участвовал в Кавказской войне и отличался на полях сражения небывалым мужеством. Многие картины и рисунки Лермонтова посвящены военной теме, а также Кавказу — месту, которое вдохновляло и очаровывало его своей красотой, и где волею судеб поэт завершил свой земной путь. Ниже представлено несколько кавказских пейзажей Лермонтова. Найдите пейзаж, который находится в четвертом зале выставки. В ответе напишите букву, которая соответствует данному пейзажу.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
10. На одной из стен четвертого зала найдите отрывок письма Лермонтова к одной близкой подруге, написанного 2 сентября 1832 года. Прочтите этот текст и запишите недостающие слова.
«…Я ведь не разделяю мнения тех, кто говорит, будто 1.___, только 2.___; я очень сильно чувствую ее 3.___, ее завлекающую 4.___! Я никогда не сумею отрешиться от нее в такой степени, чтобы добровольно 5.___ ее; потому что жизнь моя это я 6.___, говорящий вам и тот, который через мгновение может 7.___ в 8.___, в одно имя <…>* Бог знает, будет ли существовать мое «я» после смерти. Ужасно думать, что может настать день, когда я не буду в состоянии сказать: «я!» — если это так, то 9.___ — только комок 10.___».
* <…> — этот знак означает, что некоторая часть из оригинального текста опущена. Его ставят, когда приводят цитаты, но исходное предложение слишком длинное, и нужно опустить незначительные части, чтобы сохранить главный смысл.
«…Я ведь не разделяю мнения тех, кто говорит, будто 1.___, только 2.___; я очень сильно чувствую ее 3.___, ее завлекающую 4.___! Я никогда не сумею отрешиться от нее в такой степени, чтобы добровольно 5.___ ее; потому что жизнь моя это я 6.___, говорящий вам и тот, который через мгновение может 7.___ в 8.___, в одно имя <…>* Бог знает, будет ли существовать мое «я» после смерти. Ужасно думать, что может настать день, когда я не буду в состоянии сказать: «я!» — если это так, то 9.___ — только комок 10.___».
* <…> — этот знак означает, что некоторая часть из оригинального текста опущена. Его ставят, когда приводят цитаты, но исходное предложение слишком длинное, и нужно опустить незначительные части, чтобы сохранить главный смысл.
Желаем удачи!