
Билет в СССР
Москва. Манежная площадь 1 стр.2
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1. В 1919 году на Красной площади прошел первый парад физкультурников и отрядов всеобуча. С 1936 года начали проводить уже всесоюзные парады. Эти мероприятия были направлены на пропаганду спорта и физической культуры. По фотографиям и документам определите, для какого из всесоюзных парадов физкультурников было сшито представленное в экспозиции платье, и к какому событию был приурочен этот парад. Запишите дату (число, месяц, год) проведения парада и название события, к которому он был приурочен.
2. В Советском Союзе театр был центром досуга и общения, куда люди приходили, чтобы разделить общие переживания и насладиться искусством. Поход в театр, на балет, в оперу часто воспринимался как важное событие, и многие обсуждали спектакли после посещения. Кино, цирк, опера также привлекали зрителей, предлагая яркие и захватывающие представления для всей семьи. Информацию о расписании постановок и премьерах можно было найти в афишах — специальных объявлениях, которые размещались на улицах на театральных тумбах, в газетах, на входах в театры, кинотеатры и цирки. Афиши и плакаты были главным источником информации о культурных событиях, и часто люди ориентировались на них, чтобы выбрать, какие мероприятия посетить. Такие объявления давали зрителям возможность заранее узнать о времени и месте спектаклей, а также о значимых премьерах, создавая предвкушение и интерес к культурному событию.
Внимательно изучите тумбу для афиш, на которой представлены программы театра и кино. Найдите в программах перечисленные постановки и соотнесите каждое произведение с тем театром, где происходила его постановка. Ответ запишите в формате «буква-цифра».
- 1) «Взрослая дочь молодого человека»;
- 2) «Тихий Дон»;
- 3) «Свадьба»;
- 4) «Руслан и Людмила».
- А) Малый оперный театр;
- Б) Театр Оперы и Балета;
- В) Государственный театр комедии;
- Г) Московский драматический театр имени К.С. Станиславского.
3. «Веселые картинки» — один из любимых журналов советских детей, который начали издавать в 1956 году и выпускают до сих пор. В журнале печатаются забавные и яркие рисунки, стихи, рассказы, загадки. Один из символов журнала — «веселые человечки» — маленькие, смешные сказочные персонажи. Журнал учит детей быть добрыми, честными и смелыми, помогает развивать эрудицию и кругозор.
В разделе экспозиции, посвященном «Веселым картинкам», найдите журналы по представленным фрагментам обложек и расположите их в хронологическом порядке по дате выпуска, начиная с самого раннего. В ответе запишите соответствующие буквы в правильной последовательности.
![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) |
![]() | ![]() | ![]() |
Г) | Д) | Е) |
4. Азбука Морзе — это метод кодирования, в котором каждая буква, цифра, символ представлены в виде последовательности сигналов малой (точка) или большой (тире) продолжительности. Названа она в честь изобретателя и художника Самюэля Морзе. Азбука Морзе — доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех, кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Популярностью азбука Морзе пользовалась у разведчиков и моряков. Найдите в коридоре музея азбуку Морзе и попробуйте раскодировать не менее трех слов из предложенного списка. В ответе запишите эти слова.
5. Летом многие советские дети отправлялись на отдых в пионерские лагеря. Там они играли, участвовали в соревнованиях и конкурсах, пели песни, ходили в походы. Это было веселое время для общения с друзьями и отдыха на природе. Сейчас такие места летнего отдыха называются детскими оздоровительными лагерями. Возможно, и вы любите проводить летние каникулы в лагере.
И в те времена, и сейчас каждый лагерь имеет название и символику: гимн, эмблему, флаг, вымпел, элементы форменного стиля (галстуки, футболки, значки и т.п.). В коридоре музея в уголке, посвященном пионерии, найдите вымпел (небольшой флаг) пионерского лагеря и запишите название этого лагеря.
6. В наше время многие любят слушать музыку или аудиокниги. В советское время люди увлекались тем же, только для прослушивания записей они использовали другие устройства.
Звуковая информация сохранялась на диске — граммофонной пластинке (грампластинке). Для этого на диск наносилась непрерывная канавка (звуковая дорожка) в виде спирали. Для проигрывания грампластинок (воспроизведения звука) использовали граммофоны, патефоны или электропроигрыватели (более современные устройства). Интересно, что и в нашу цифровую эпоху виниловые грампластинки не потеряли актуальности. Например, диджеи их используют в работе и экспериментировании в области звука. Также есть поклонники этого вида звукозаписи, которые считают виниловые пластинки особой частью музыкальной культуры.
В детской комнате найдите и рассмотрите грампластинки. Запишите название сказки с пластинки, которая лежит на проигрывателе.
Звуковая информация сохранялась на диске — граммофонной пластинке (грампластинке). Для этого на диск наносилась непрерывная канавка (звуковая дорожка) в виде спирали. Для проигрывания грампластинок (воспроизведения звука) использовали граммофоны, патефоны или электропроигрыватели (более современные устройства). Интересно, что и в нашу цифровую эпоху виниловые грампластинки не потеряли актуальности. Например, диджеи их используют в работе и экспериментировании в области звука. Также есть поклонники этого вида звукозаписи, которые считают виниловые пластинки особой частью музыкальной культуры.
В детской комнате найдите и рассмотрите грампластинки. Запишите название сказки с пластинки, которая лежит на проигрывателе.
7. Одно из любимых увлечений советской детворы — коллекционирование. Дети собирали коллекции самых разных вещей:
Коллекции берегли, ими гордились, показывали друзьям и обменивались коллекционными вещами. Во всех крупных городах были клубы коллекционеров. Повзрослев, некоторые забывали о своем хобби, а для других коллекционирование оставалось увлечением на всю жизнь.
В детской комнате найдите и рассмотрите альбом с коллекцией советского ребенка. Какие вещи из перечисленных выше есть в коллекции? В ответе запишите буквы, соответствующие верным вариантам.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А) Монеты; | Б) Почтовые марки; | В) Значки; | Г) Почтовые открытки; |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Д) Спичечные коробки; | Е) Обертки от конфет; | Ж) Карманные календари; | З) Солдатики. |
8. В СССР существовало массовое детское движение — Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. В пионерскую организацию принимали школьников с 9 до 14 лет. При пионерских дружинах создавали отряды октябрят, в которые объединялись школьники 7‒9 лет. Под руководством вожатых из числа пионеров и комсомольцев октябрята готовились к вступлению в пионерскую организацию. Основная задача пионерии — воспитание в юных гражданах любви к Родине, стремления к знаниям и труду.
Пионеры и октябрята носили разные знаки отличия.
9. В советское время на летние каникулы школьникам иногда задавали задание — собрать гербарий (коллекцию засушенных растений). В классе на стене вы увидите небольшой гербарий, рассмотрите его. Какого растения из представленных в вариантах ответов нет в этом гербарии? В ответе запишите букву, соответствующую верному варианту.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) Черемуха обыкновенная; | Б) Свербига восточная; | В) Желтая акация; | Г) Душица обыкновенная. |
10. В начале ХХ века наша страна пережила много потрясений: Первая мировая война, революция, Гражданская война. Молодое советское государство нуждалось в быстром восстановлении и развитии. Чтобы достичь этого, разрабатывались пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, их называли «пятилетками». Первый пятилетний план вступил в действие 1 октября 1928 года и действовал до 1932 года. Его главная задача — превратить страну в развитую индустриальную державу. В приоритете было развитие тяжелой промышленности. Цель была достигнута — страна преобразилась: были построены новые заводы, фабрики, электростанции, начали добывать больше угля, нефти и других ресурсов.
В музее в военном кабинете изучите карту капитального строительства по пятилетнему плану (карту первой пятилетки). Запишите, что было построено в Новороссийске в первую пятилетку.
Желаем удачи!