
Центральный музей древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева
Москва, Андроньевская площадь, 10 (Спасо-Андроников монастырь).
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс

1. Перед вами портрет Марии Ивановны Лопухиной, урожденной Толстой, кисти В. Л. Боровиковского. Мария Ивановна скончалась в юном возрасте от чахотки, была погребена в фамильной усыпальнице рода Лопухиных на территории Спасо-Андроникова монастыря. Почему было принято решение похоронить представительницу рода Толстых в усыпальнице Лопухиных?
Для ответа на этот вопрос изучите памятные доски «Лопухины, погребенные в сем храме и монастыре» за стойкой информации, где вы получили бланки с вопросами Олимпиады.
Ее похоронили вместе…:
- А. С супругом;
- Б. С отцом;
- В. С братом;
- Г. С матерью.
Территория музея
2. На территории Спасо-Андроникова монастыря располагался некрополь, кладбище. Лишь немногие памятники дошли до наших дней. Найдите памятный знак на предполагаемом месте захоронения одного из основателей города Иркутска, запишите его имя, отчество и фамилию.
2. На территории Спасо-Андроникова монастыря располагался некрополь, кладбище. Лишь немногие памятники дошли до наших дней. Найдите памятный знак на предполагаемом месте захоронения одного из основателей города Иркутска, запишите его имя, отчество и фамилию.
1 этаж. Зал № 1 «Русская икона XIII–XV веков» и зал № 2. «Эпоха Дионисия. Конец XV – начало XVI века»
3. Найдите точную копию самой знаменитой иконы Андрея Рублева «Троица», выполненную реставратором В.О Кириковым (зал № 1), и сравните ее со списком (копией) той же иконы, написанным иноком Паисием в XV веке (зал № 2). Запишите 3 отличия.
3. Найдите точную копию самой знаменитой иконы Андрея Рублева «Троица», выполненную реставратором В.О Кириковым (зал № 1), и сравните ее со списком (копией) той же иконы, написанным иноком Паисием в XV веке (зал № 2). Запишите 3 отличия.
1 этаж. Зал № 4 «Художественные центры XVI века»
4. В зале № 4 на одном из представленных произведений присутствует аллегорическое изображение чистой души. Душа пожигает травы («терние» грехов), а от ее уст к небу идет язычок пламени, символизирующий молитву. Позади изображены укрощенные змея и лев. Найдите произведение, где использован этот нравоучительный сюжет, запишите его название и время создания.
(Примечание: терние – колючее растение).
4. В зале № 4 на одном из представленных произведений присутствует аллегорическое изображение чистой души. Душа пожигает травы («терние» грехов), а от ее уст к небу идет язычок пламени, символизирующий молитву. Позади изображены укрощенные змея и лев. Найдите произведение, где использован этот нравоучительный сюжет, запишите его название и время создания.
(Примечание: терние – колючее растение).
1 этаж. Зал № 5 «Предметы личного благочестия XI–XVI веков»
5. В зале № 1 вы видели точную копию с иконы Андрея Рублева «Троица». Среди предметов личного благочестия в зале № 5 найдите два произведения с тем же сюжетом, но выполненные в другой технике – в технике резьбы. Запишите, какие материалы мастера брали в качестве основы для резьбы (укажите два материала).
5. В зале № 1 вы видели точную копию с иконы Андрея Рублева «Троица». Среди предметов личного благочестия в зале № 5 найдите два произведения с тем же сюжетом, но выполненные в другой технике – в технике резьбы. Запишите, какие материалы мастера брали в качестве основы для резьбы (укажите два материала).
2 этаж. Зал № 6 «Иконостас Спасо-Евфимиева монастыря. XVII век»
6. В зале № 6 в центре иконостаса помещен образ Христа-Судии на престоле. Иконописец изобразил в руках у Христа открытое Евангелие. Постарайтесь прочитать этот текст. Какой отрывок из Евангелия перед вами? Выберите верный вариант.
Ниже приведены варианты ответа (с этих слов начинается отрывок текста Евангелия):
6. В зале № 6 в центре иконостаса помещен образ Христа-Судии на престоле. Иконописец изобразил в руках у Христа открытое Евангелие. Постарайтесь прочитать этот текст. Какой отрывок из Евангелия перед вами? Выберите верный вариант.
Ниже приведены варианты ответа (с этих слов начинается отрывок текста Евангелия):
- А. «Не на лица судите, сынове человеческие…»;
- Б. «Не судите, да не судимы будете…»;
- В. «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царство…»;
- Г. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…».
2 этаж. Зал № 7 «Эпоха первых Романовых. XVII век»
7. Композиция этой иконы Богоматери сложилась под влиянием католического изображения «Мадонна дель Розарио». В центре находился образ Мадонны, а вокруг — 15 главных событий из Ее жизни (5 славных, 5 скорбных и 5 радостных). В зале № 7 найдите уникальную икону Богородицы, которая была создана под влиянием указанного католического изображения, запишите ее название.
7. Композиция этой иконы Богоматери сложилась под влиянием католического изображения «Мадонна дель Розарио». В центре находился образ Мадонны, а вокруг — 15 главных событий из Ее жизни (5 славных, 5 скорбных и 5 радостных). В зале № 7 найдите уникальную икону Богородицы, которая была создана под влиянием указанного католического изображения, запишите ее название.
2 этаж. Зал № 7 «Эпоха первых Романовых. XVII век»
8. Одним из атрибутов изображения этой святой было колесо как орудие пыток. Найдите икону, где изображена святая. Запишите имя святой и событие, изображенное на иконе.
8. Одним из атрибутов изображения этой святой было колесо как орудие пыток. Найдите икону, где изображена святая. Запишите имя святой и событие, изображенное на иконе.
2 этаж. Зал № 8 «Мастера Оружейной палаты.
Последняя четверть XVII века»
9. В XVII веке отчетливо наблюдалось стремление подражать искусству Западной Европы: мастера часто использовали печатные листы и гравюры для расширения репертуара сюжетов. В зале № 8 найдите икону, где иконописец изобразил коронование Богоматери Святой Троицей – сюжет, распространенный в западноевропейской традиции. Бог Отец и Бог Сын возлагают корону на голову Девы Марии, над которой парит Святой Дух в виде голубя. Запишите название иконы и время ее создания.
9. В XVII веке отчетливо наблюдалось стремление подражать искусству Западной Европы: мастера часто использовали печатные листы и гравюры для расширения репертуара сюжетов. В зале № 8 найдите икону, где иконописец изобразил коронование Богоматери Святой Троицей – сюжет, распространенный в западноевропейской традиции. Бог Отец и Бог Сын возлагают корону на голову Девы Марии, над которой парит Святой Дух в виде голубя. Запишите название иконы и время ее создания.
2 этаж. Зал № 10 «От классицизма до модерна XIX – начала XX века»
10. В эпоху модерна художники часто использовали древнерусские мотивы. Создавая рисунок для оклада к иконе в зале № 10, некий художник явно вдохновлялся белокаменными рельефами храмов г. Владимира — заимствовал изображения фантастических зверей и растительные орнаменты. Найдите эту икону в окладе и укажите имя некогда знаменитого художника, который создал эскиз для оклада.
10. В эпоху модерна художники часто использовали древнерусские мотивы. Создавая рисунок для оклада к иконе в зале № 10, некий художник явно вдохновлялся белокаменными рельефами храмов г. Владимира — заимствовал изображения фантастических зверей и растительные орнаменты. Найдите эту икону в окладе и укажите имя некогда знаменитого художника, который создал эскиз для оклада.
Желаем удачи!